Какую информацию о клиенте банк имеет право требовать, а какую – нет? Имеет ли банк право на основании отказа клиента дать подробную информацию об имуществе останавливать его обслуживание? Что делать, если банк отказывает в обслуживании?

Юлия Петренко

Юрист

Юридическая фирма "Гвоздий и Оберкович"

В соответствии с положениями ст. 5 Закона Украины "О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма", банки являются субъектами первичного финансового мониторинга, и согласно положенениям ст. 6 этого же Закона, банки обязаны осуществлять идентификацию и изучение клиента в случаях, предусмотренных законом, а также обеспечивать выявление финансовых операций, которые подлежат финмониторингу, до начала, в процессе, в день возникновения подозрений, после их проведения или при попытке их проведения, либо после отказа клиента от их проведения.

С учетом того, что Постановление НБУ №22 от 22.03.2011 года было принято на исполнение выше указанных пунктов, сбор расширенной информации о банковских клиентах-физических лицах является законным и допустимым. Но вопрос в том, в каком объеме может происходить сбор подобного рода информации, и имеет ли клиент право ее не предоставлять.

Так, НБУ обязал банки проводить обязательное анкетирование своих клиентов, ссылаясь на вышеупомянутый закон, но при этом не учел тот факт, что, согласно ст.9 этого же закона, идентификация физических лиц проводится исключительно на основании паспорта и идентификационного кода, то есть анкетирование в предложенной НБУ форме регулируется исключительно Постановлением №22, не основываясь при этом на нормах законов.

Кроме того, присылая "письма счастья" о необходимости клиентам заполнить анкету, с угрозами, что в случае невыполнения данного требования им будет отказано в обслуживании или вообще будут заблокированы деньги на счету, банки забывают и не учитывают ст.32 Конституции Украины, которой предусмотрено, что запрещено сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека. То есть банки не имеют права требовать информацию, если ее содержание не соответствует требованиям законодательства или если у банка отсутствуют основания для ее истребования.

Также хотелось бы отметить, что заявления банкиров о возможности ограничения доступа физических лиц к денежным средствам клиентов являются незаконными, так подобные действия могут быть осуществлены исключительно по решению суда. При этом хотелось бы также обратить внимание на предписания ст.10 Закона, согласно которой банки могут отказаться от проведения финансовых операций с клиентом в случае, если идентификация клиента согласно требованиям законодательства будет признана банком невозможной, то есть, в том числе, если клиент откажется предоставлять информацию.

Тогда банки обязаны будут сообщить об отказе в проведении финансовой операции в Госфинмониторинг, который имеет право прислать аналогичный запрос. Но если за отказ в заполнении анкеты украинским законодательством ответственности не предусмотрено, то за отказ на запрос Госфинмониторинга может наступить административная ответственность по ст.166-9 Кодекса об административных правонарушениях.

Павел Нуржинский

Партнер

Юридическая фирма MVP LEGAL GROUP

Законом "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, либо финансирования терроризма" (далее - Закон) предусмотрено, что для идентификации физического лица-резидента банки устанавливают его фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию и номер паспорта (либо иного документа, удостоверяющего личность), дату выдачи и орган, который его выдал. В процессе идентификации также устанавливается местожительства физического лица и его идентификационный номер. В связи с этим, требования Постановления НБУ №22 по предоставлению дополнительной информации не могут расцениваться, как обязательные к предоставлению.

Если клиент предоставил банку информацию по идентификации, определённую Законом, и отказал банку в раскрытии другой информации, то в таких действиях нет каких-либо нарушений. Есть люди, которые отказались от заполнения анкеты, но в отношении них и их обслуживания не может быть никаких изменений. Для них Нацбанк продлил срок рассмотрения идентификации клиентов.

У банка нет оснований отказать такому клиенту в обслуживании либо ограничить доступ клиента к деньгам из-за незаполненной анкеты, так как взаимоотношения банка и клиента регулируются договором, в котором прописаны условия как для банка, так и для клиента. Отказ от предоставления дополнительных данных не может повлиять на легитимность договора, если, конечно, в нем не прописаны соответствующие условия.

Клиенту, которому отказывают в обслуживании, необходимо получить официальный письменный отказ с печатью банка. Данный документ позволит обратиться в суд с исковым заявлением о невыполнении условий договора со всеми вытекающими штрафными санкциями для банка. Однако, понимая отсутствие юридической позиции, банк вряд ли предоставит вышеупомянутый документ и будет вынужден обслужить клиента.

Які купюри підробляють найчастіше? - дивитися

Теги: банки данные советы юристов
Источник: prostobank.ua Просмотров: 5558