Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в последние дни своей работы презентовал сразу два законопроекта, которыми упрощает процедуру открытия бизнеса. Если раньше, чтобы зарегистрировать предприятие, бизнесмены неизбежно обращались к юристам, которые составляли устав и все необходимые документы, заверяли документы нотариально, то в случае принятия проектов комитета в нынешнем виде все эти расходы не понадобятся. Более того, принятие законопроектов существенно облегчит открытие и ведение бизнеса в Украине, убрав ненужные бюрократические надстройки, которые только порождали коррупцию и лишние расходы предпринимателей, не неся в себе никакой полезной функции.

Нулевой уставной фонд

Первым комитетским проектом закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно упрощения начала предпринимательства)" вводятся революционно новые подходы к регистрации юридических лиц в Украине. Так, одной из бюрократических проволочек в регистрации обществ с ограниченной ответственностью (ООО), например, ранее было формирование уставного капитала. Минимальный размер уставного капитала долгое время был равен 100 минимальным зарплатам, и лишь последний год – одной минимальной зарплате (т.е. с 1 декабря – 922 грн.) Не смотря на то, что сумма уставного капитала для ООО не так велика, как была на протяжении нескольких лет до этого, даже 900 гривен мало кто платил в уставной фонд по-настоящему. Его формировали имуществом – столами, стульями, шкафами и компьютерами, причем, как правило, не существующими на практике. Естественно, госслужащие не могли не понимать, что уставной фонд – лишь фикция, закрепленная в уставе, и в случае долгов предприятия их нельзя будет обратить на уставной капитал. Но придраться было не к чему – на бумагах все было законно.

Именно в целях ликвидации таких фиктивных "бумажных подходов" Госкомпредпринимательства и был разработан законопроект. Ведомство предлагает ввести для юридических лиц нулевой уставный фонд, что дает право учредителям юридических лиц самим устанавливать размер своего уставного фонда. Учредителям предприятия не нужно будет оплачивать часть уставного фонда (50% для обществ с ограниченной ответственностью и 100% для акционерных обществ) до момента государственной регистрации юридического лица, как это предусмотрено сейчас. Предложенные изменения позволят сэкономить на оплате услуг банков при открытии временных счетов.

Указанным проектам закона вносятся изменения в Гражданский кодекс в такой формулировке: "Уставный капитал подлежит уплате участниками общества с ограниченной ответственностью после государственной регистрации в течение первого года деятельности общества" (ст. 144 ГК). Если участники в течение первого года деятельности общества не полностью внесли свои вклады, общее собрание участников должно принять одно из следующих решений: 1) или об уменьшении размера уставного капитала общества; 2) или об исключении из состава участников тех участников, которые не полностью внесли свои вклады; 3) или о ликвидации общества в случае, когда невозможно принять хотя бы одно из решений, предусмотренных пунктами "1" и "2" этой части.

Нотариусы – лишние

Кроме того, законопроект отменяет необходимость нотариального удостоверения документов, представляемых на регистрацию, что позволит предпринимателям экономить деньги на услугах нотариусов. Предусматривается, что в органах государственной регистрации должны быть установлены платежные терминалы, которые позволят сэкономить время на уплате регистрационного сбора и других оплат за проведение регистрационных действий.

Вместо свидетельства о регистрации в законопроекте вводится единый документ, который будет выдаваться в подтверждение проведения государственной регистрации юридического лица – выписка из Единого государственного реестра является документом, который содержит информацию о юридическом лице или физическом лице-предпринимателе. Она будет включать информацию о взятии юрлица на учет в налоговой службе, в Пенсионном и других социальных фондах. Также сокращается срок проведения государственной регистрации юридического лица с трех дней до двух дней.

"Модельный" бизнес

Не менее интересен законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о введении принципа государственной регистрации юридических лиц на основании модельного устава". Если он будет принят, то к радости представителей бизнеса предприятия смогут создаваться и работать на основании модельного устава. Это позволить сэкономить деньги бизнеса на расходах на юридические и нотариальные услуги, а также время госрегистраторов.

В случае принятия закона, для каждой из организационно-правовых форм юридических лиц будет разработан типовой модельный устав, обнародованный в Интернете и официальной прессе. Самим же учредителям предприятия останется право принимать решение о том, на основании чего они хотят осуществлять хозяйственную деятельность – модельного устава или своего индивидуального устава, который придется уже разрабатывать самим.

Согласно проекту закона, модельный устав – это нормативно-правовой акт, утвержденный Кабмином Украины для создания и деятельности юридических лиц соответствующих организационно-правовых форм, регламентирующий и закрепляющий установленные законом правила, регулирующие правовой статус, права, обязанности и отношения, связанные с созданием, управлением и хозяйственной деятельностью соответствующих юридических лиц. Интересно, что модельный устав не является учредительным документом.

Между тем, при использовании модельного устава учредители смогут сэкономить деньги на разработке устава, ведь отпадет потребность обращаться с этой целью в юридические компании. Более того, экономить можно будет не только на юристах, но и на нотариальных услугах, поскольку модельный устав не потребует нотариального удостоверения. Его также не нужно будет подавать при регистрации юрлица, поскольку он не является учредительным документом. Это значительно облегчит работу государственного регистратора по проверке устава на соответствие действующему законодательству и сэкономит время на проведение регистрационных действий.

На практике введение в действие предложенных в законопроектах норм приведет к немалым положительным результатам, основные из которых – более четкое соблюдение норм действующего законодательства; уменьшение материальных затрат для бизнеса на изготовление учредительных документов; сокращение расходов рабочего времени государственными регистраторами; невозможность подделки учредительных документов. Вместе с тем, разработанным законопроектам предстоит еще длинный путь прохождения двух чтений в парламенте, после которых еще все может измениться. Однако будем надеяться, что нашим депутатам хватит мудрости по достоинству оценить инновационные идеи и на практике показать свою готовность бороться с коррупцией и зарегулированностью бизнеса.

Акцент

Online-регистрация имеет и преимущества, и недостатки

Интересно, что Верховная Рада не так давно уже приняла нормативный акт, упрощающий регистрационный процесс. 19 октября 2010 г. парламент принял Закон "О внесении изменений в ЗУ "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей" относительно проведения электронной регистрации", который был разработан правительством. Законом предусматривается установить он-лайн общение между предпринимателями, желающими совершить регистрационное действие, и госрегистратором.

За рубежом электронную регистрацию используют уже давно. В некоторых странах существуют целые "электронные правительства". Например, в США в 2000 году стартовал проект FirstGov, объединивший около 20000 сайтов государственных органов различных уровней. А с 2005 года там работает единый сайт электронного правительства, который позволил американцам общаться в Интернете как с представителями федерального правительства, так и с органами управления штатов и городов.

В Великобритания с 2000 года реализуется программа "E-citizen, e-business, e-government". Программа предусматривает развитие и использование всех электронных видов государственных услуг, которые могут предоставляться через Интернет, мобильная связь, цифровое телевидение, центры обслуживания вызовов (call-центры). Англичане могут получать в Интернете справки и документы, подавать жалобы и заявления, заполнять налоговые декларации, получать реакцию на свои запросы в режиме он-лайн.

По замыслу же украинского правительства, предпринимателю, чтобы поставить фирму на учет, теперь будет достаточно отправить государственному регистратору по электронной почте. Итак, схема выглядит примерно так. Сначала бизнесмен отправляет через Интернет необходимые документы в орган государственной регистрации. А потом ему все равно еще нужно будет самому прийти в налоговую, орган статистики и Пенсионный фонд. Электронное оформление, по мнению чиновников, должно предотвратить подделке документов. Кроме того, это упростит порядок получения сведений о предприятиях из Единого государственного реестра. Например, для налоговиков. Налоговики говорят: так будет значительно легче контролировать отчетность предпринимателей.

Однако специалисты считают: схема, предложенная правительством, не облегчит жизнь бизнесменам. В законе немало недостатков. "На самом деле документ предусматривает какую-то полуэлектронную регистрацию. То есть часть документов необходимо будет отправлять по электронной почте. А часть документов, например, документ о резервировании наименования вашего будущего юридического лица, необходимо будет отправлять обыкновенной почтой. Что совершенно не логично. Есть и другие моменты, например, нужно будет дополнительно создавать опись всех отправляемых документов, хотя в практике других странах такого нет. Достаточно отправить сам документ", - рассказывают аналитики. Кроме того, такие документы нужно будет заверять электронной подписью. Сейчас выдавать ключи для отчетности через Интернет имеют право несколько частных организаций, получивших специальную государственную лицензию. Стоит такой ключ от 50 до 500 гривен. Сертификат на электронную цифровую подпись действует лишь один год, потом его нужно обновлять.

Закон (в случае подписания его Президентом) вступит в силу через 9 месяцев с момента опубликования. За это время специально уполномоченный орган государственной регистрации должен разработать и разместить на своем Интернет-портале всю необходимую информацию для осуществления электронной регистрации субъектов хозяйствования.

Теги: юридические рекомендации регистрация предприятий
Источник: sug.kiev.ua Просмотров: 3735