Информация и доступ к ней без всякого сомнения являются основным оружием государственной налоговой службы в борьбе с уклонением от налогообложения. Поэтому широкий доступ к информации об объектах налогообложения является залогом успешной работы налоговой службы. Этот тезис не подлежит сомнению, являясь истинным. Однако разобраться со всеми случаями, когда налоговый орган имеет право затребовать у плательщика или других лиц налоговую информацию, а плательщик обязуется ее предоставить по новому налоговому кодексу оказывается достаточно не просто.

Дело в том, что НК кроме общих правил, предоставляющих право контролирующим органам на востребование информации на определенных основаниях, содержит также отдельные дополнительные нормы, значительно расширяющие перечень оснований вторжения налоговиков в жизнедеятельность плательщиков, комментируют специалисты JURIMEX.

Давайте попробуем разобраться.

Общая норма касательно доступа ГНС к информации содержится в статье 78 НК, согласно п.73.3 которой предусматривается, что органы государственной налоговой службы имеют право обратиться к плательщикам налогов с письменным запросом о предоставлении информации, необходимой для исполнения возложенных на органы государственной налоговой службы функций и задач. Запрос должен быть подписан руководителем (заместителем руководителя) органа ГНС и содержать основания для такого запроса. Таких оснований в ст.73 всего два: (1) в результате анализа налоговой информации выявлены факты, которые свидетельствуют о нарушении плательщиком законодательства и (2) для определения уровня обычных цен во время проведения проверок. Данный перечень не является исчерпывающий и дополняется в тексте НК и другими основаниями. К ним относятся (3) выявление недостоверности сведений в налоговых декларациях плательщика налогов (п.78.1.4); (4) получение жалобы на плательщика налогов о не предоставлении налоговой накладной по НДС или нарушении порядка ее заполнения (п.78.1.9 ст.78, ст.201); (5) запрос налогового управляющего при осуществлении операций с имуществом, пребывающим в налоговом залоге (п.91.2 ст.91), а также в некоторых других не существенных случаях.

Казалось бы достаточно стройная и мотивированная система норм о получении налоговой информации от плательщика. Однако, нет! Такого механизма авторам НК показалось мало и они предусмотрели п.20.1.6 статьи 20, согласно которого контролирующий орган имеет право для осуществления функций, предусмотренных налоговым законодательством, получать бесплатно от плательщиков, в порядке, определенном Кодексом, информацию, справки, копии документов о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, затратах плательщиков налогов и другую информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов, а также другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговую. А теперь, внимание вопрос: как соотносятся нормы вышеуказанной п.73.3 и п.20.1.6? Значит ли это, что налоговая в принципе имеет право запрашивать любую информацию, или все-таки она ограничена процедурой и основаниями, определенными в ст.73? Другими словами, является ли норма ст.20.1.6 нормой прямого действия, или она должна реализовываться через норму ст.73? Очень много вопросов, не правда ли? Вопросов, которые на практике могут иметь очень серьезные последствия для плательщиков.

По нашему мнению, руководствуясь п.4.1.4 ст.4 НК, которая закрепляет презумпцию правомерности решений плательщика в случаях, если законодательство допускает множественное толкование прав и обязанностей плательщика либо контролирующего органа, статья 73 все-таки ограничивает органы государственной налоговой службы в праве истребовать документы и информацию, устанавливая порядок и основания для их истребования.

Соотношение указанных пунктов Налогового кодекса еще важнее тем, что они предусматривают разный объем информации, который может затребовать налоговый орган. В п.20.1.6 этот перечень намного шире и кроме информации о финансово-хозяйственных операциях плательщика и применении им РРО (п.72.1.1) включает также информацию о его доходах, затратах, а также другую информацию (т.е. перечень не исчерпывающий!). Полагаем, что налоговый орган все-таки ограничен положениями ст.ст. 72 и 73 НК и может затребовать у плательщика только информацию в них указанную (информацию, содержащуюся в налоговых декларациях и отчетах, о применении РРО, о финансово-хозяйственных операциях и содержащуюся в электронных регистрах).

Еще одна коллизия – это противоречие между п.73.3 и п.п.78.1.4, 78.1.9 НК. Речь идет о сроках предоставления информации на запрос налогового органа. До 2011 года такая информация предоставлялась плательщиком на протяжении 10 дней. Сегодня, налоговый кодекс дает плательщику месяц на подготовку ответа (п.73.3). Однако, если плательщик не дает пояснений (т.е. ту же самую информацию и ее документальное подтверждение) в случаях, предусмотренных в п.п.78.1.1, 78.1.4, 78.1.9 на протяжении 10 дней, это является основанием для проведения внеплановой выездной проверки плательщика. Т.е. противоречия как бы нет – отвечайте месяц, - не вопрос, но если ответите более, чем за 10 дней – получите внеплановую проверку. В данном случае, мы рекомендовали бы плательщику на отдельные запросы (об объяснении фактов, которые свидетельствуют о возможных (обратите внимание – ст.73.3 речь идет не о возможных, а о уже состоявшихся нарушениях!), о нарушениях в налоговой отчетности и составлении налоговых накладных) все-таки соблюдать 10-дневный срок для ответа.

Отдельный массив норм регулирует доступ налоговой службы к информации во время проведения документальных выездных и фактических налоговых проверок (п.п.20.1.2, 20.1.7, 20.1.8 ст.20, а также ст.ст.77, 78, 80). Органы государственной налоговой службы в процессе проведения выездных проверок имеют право требовать предоставления плательщиком любой информации, касающейся законодательства, отнесенного к компетенции налоговых органов, а также копии документов, в т.ч. первичных.

Что касается не выездных документальных проверок, которые проводятся по месту нахождения налоговой службы, то статья 79 предусматривает возможность налоговой затребовать дополнительные документы от плательщика. Однако, затребовать такие документы возможно затребовать только в указанных в Кодексе и законах случаях. По нашему мнению, эту норму также, как и норму п.20.1.6 следует реализовать через п.73.3 ст.73 НК, т.е. к процедуре, с описания которой мы начали данную статью. При этом, затребованию документов должен предшествовать приказ начальника налоговой службы о проведении такой проверки, с которым должен быть ознакомлен плательщик. Проведение камеральной проверкии вообще не предполагает затребование дополнительных документов у плательщика (ст.76).

Дополнительное скрытое основание для затребования информации от плательщиков налогов содержится в п.73.5 ст.73 НК, согласно которого органы государственной налоговой службы имеют право проводить так называемые "встречные сверки", т.е. сопоставление данных первичных и других документов субъекта хозяйствования в целях документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком. Встречные сверки не являются проверками и проводятся в порядке, определенном КМ Украины. Ввиду отсутствия такового сегодня проведения сверок является невозможным.

Отдельный интересный вопрос касающийся сбора налоговой информации, - это порядок раскрытия информации о банковских счетах и расчетах плательщика. Порядок раскрытия такой информации не однозначен.

Так, согласно ст.62 Закона "О банках и банковской деятельности", органам Государственной налоговой службы информация раскрывается банками по их письменному требованию касательно операций конкретного юридического или физического лица – субъекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток времени.

Однако, согласно п.20.1.3 ст.20 НК, налоговые органы получают от плательщиков и банковских учреждений справки и копии документов о наличии банковских счетов в порядке, предусмотренном Законом "О банках и банковской деятельности", т.е. на основании письменного запроса, а вот информацию об объеме и обороте средств на счетах только на основании решения суда.

Полагаем, что данная коллизия должна решаться в пользу п.20.1.3 НК и решение суда для получения информации об объеме и обороте средств на счетах является обязательным. Однако, плательщикам не стоит расслабляться. Ведь сегодня получить решение суда для налоговой службы не представляет особой проблемы.

Кроме того, в порядке ст.69 НК банки подают налоговой информацию об открытии и закрытии банковских счетов плательщика. До момента получения уведомления налоговой о взятии счета на учет, на нем запрещается осуществлять расходные операции.

В завершении отметим, что вышесказанное относится исключительно к правоотношениям налоговой службы и плательщиков. Почему-то, авторы кодекса обошли своим вниманием еще один контролирующий орган – Государственную таможенную службу, которая не может ссылаться на вышеизложенные статьи при затребовании документов у плательщиков.

Изложенное выше свидетельствует о том, что порядок получения информации органами государственной налоговой службы является, мягко говоря, несовершенным и требует немедленной доработки, поскольку количество коллизий в этой части налогового кодекса, без всякого сомнения, создаст острые проблемы правоприменения.

Автор: Д. Гетманцев, к.ю.н., доцент, адвокат

Теги: налоги информация доступ
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2553