Небольшой стартовый капитал, стабильный спрос и низкая конкуренция делают привлекательным рынок вендинга для входа новых игроков даже в условиях кризиса.

Торговыми автоматами с горячими и холодными напитками украинцев не удивишь. В докризисные времена этот бизнес приносил предпринимателям до 300% рентабельности. Но как только дела в стране пошли под откос, доходы автоматизированных продавцов "чая-кофе-капучино" стали падать.

"По итогам 2008 года реализация снизилась на 15%, в 2009-м ожидается снижение еще на 20-25%, - поделился прогнозом с "ВД" руководитель вендинговой компании, пожелавший остаться неназванным. - В первую очередь это касается автоматизированных торговцев в больших городах. Одни из них простаивают, не справляясь с конкурентом за углом. Другие, расположенные в банках, агентствах недвижимости, ипотечных агентствах, лишились части своих постоянных клиентов в связи с кризисом. В регионах, наоборот, ниша стремительно растет. К примеру, в 2008 году в Западной Украине продажи выросли до 70% по сравнению с 2007-м".

Кризис - не помеха

Тем не менее, озвученные прогнозы - вовсе не повод вычеркнуть вендинговый бизнес из разряда доходных. Ведь продажа напитков - лишь одна из его ниш, освоением которой не так давно занялись украинские бизнесмены. В целом операторы рынка, полагают, что всеукраинский рынок торговых автоматов (ТА) еще далек от насыщения.

Так, по данным компании "Чарівна скриня", он заполнен всего на 5%. Выход на него, в зависимости от амбиций, обойдется на старте в $3-10 тыс. Важное преимущество вендинг-торговли - возможность круглосуточной работы при 100%-м уровне оплаты услуг со стороны клиентов.

"Аренда места обойдется собственнику торгового автомата в $150-250 за 1 кв. м (до кризиса в отдельных случаях сумма могла составлять до $500). Либо же в 15-20% от суммы выручки, которую придется заплатить хозяевам помещения. Зато на рекламу - никаких затрат: автоматы рекламируют себя сами, - объясняет Николай Чернявский, начальник отдела продаж компании "Вендинг Украина". - Тем не менее фирма-оператор должна активно продвигать свои услуги, а не саму машину. Ведь будущие вендоры должны быть заинтересованы в популярности "железного ящика".

Правда, в вендинг-бизнесе есть и обратная сторона медали. Как любая машина, автомат нуждается в обслуживании. Он не предупреждает о неполадках, а сразу ломается. Чтобы владелец мог мгновенно реагировать на любую ситуацию, многие автоматы оснащаются GSM-модулями (за отдельную плату - до $400) и могут по интернету извещать своего владельца о ходе продаж, запасах товара или технических неполадках.

Учитесь и лечитесь, господа!

В прошлом году на рынке дебютировали копировальные ТА и ТА по продаже бахил. "Сначала они не могли найти своих операторов (во втором полугодии 2008 г. было продано всего лишь пять ТА). Но уже в декабре купили 50 машин. Чтобы не сглазить, мы не делаем прогнозов на 2009 год, - то ли шутя, то серьезно говорит Всеволод Бетин, руководитель направлений "Копиркин" и "Бахилкин". - Продажи должны взлететь, так как предлагаемые услуги всегда будут востребованы.

Правда, в связи с тем, что большинство наших аппаратов устанавливаются в государственных учреждениях, процесс продвижения замедляется. Владелец ТА должен получить разрешение Фонда госимущества, а на это всегда уходит много времени. Наверное, поэтому в небольших городах продажи на 30% больше, чем в миллионниках. Меньше всего копировальных автоматов и автоматов с бахилами представлено в Киеве".

Автомат-ксерокс стоит около $3-4 тыс. Себестоимость одной копии в кризис (нестабильный курс отражается на цене расходных материалов) составляет 0,13-0,16 грн. А цену на услугу владелец регулирует сам в диапазоне от 0,2 до 6 грн. за страничку. Это дает возможность увязывать ее с уровнем доходов жителей того или иного населенного пункта. Переменные затрат состоят из покупки бумаги (пачка на 500 листов - 20 грн.), тонер-картриджей (550 грн.) и принт-картриджей (480 грн.).

Стоимость автомата, торгующего бахилами, - $1290. "Он в три раза дешевле, чем "Копиркин", но у него узкий диапазон торговых точек: лечебные заведения и музеи. Это его и плюс, и минус, - объясняет Всеволод Бетин. - Плюс - не надо мудрствовать над местом установки, минус - количество точек ограничено. Исходя из российского опыта, можно сказать, что в больших городах автомат с бахилами окупается за два месяца. В Украине этот срок, скорее всего, составит примерно полгода".

На любой вкус и цвет

"Последователями кофе-автоматов станут снэк-машины, в ассортименте которых будут не только шоколадки, но и бутерброды, фрукты, - считает Николай Чернявский. - Чем больше товаров предлагает аппарат, тем выше будет доход. Но при этом возрастают и расходы на покупку самого автомата - $4-7 тыс. Срок окупаемости - от семи месяцев. Безусловно, одним из самых перспективных мест для установки снэк-машин являются учебные заведения и государственные структуры с большим количеством посетителей. В Украине пока не ведется массовая установка автоматов в учебных заведениях в связи со сложностью получения специальных разрешений.

Поэтому перспективными торговыми точками считаются места с высокой проходимостью (несколько тысяч человек в день) и отсутствием других торговых объектов. Также немаловажный аспект - минимальные удобства для потребления приобретенных продуктов.

Участники рынка делают ставку и на платежные терминалы. "Прогнозы участников вендингового рынка о стремительном росте сегмента платежных терминалов более чем оправдались, - говорит Алексей Мерзляков, директор "Украинской сети платежных терминалов. - Их количество увеличилось за последний год в полтора раза. При этом объем продаж достиг $6,8 млн. Но из-за кризиса темп роста количества операторов замедлился, так как большинство участников покупали ТА в кредит". Стоит платежный автомат около 3,5-5 тыс. . Доходность такого автомата составляет порядка 3-4% от оборота, поэтому при больших объемах (порядка 50-60 тыс. грн. в месяц) операций такая техника может быть достаточно прибыльной.

Основная задача операторов рынка платежных терминалов объяснить клиентам, что с помощью автоматов можно оплачивать не только мобильную связь, интернет и кабельное телевидение. Мол, раз уж умеешь пользоваться платежным терминалом, то можно без очередей оплатить также счета за коммунальные услуги и стационарный телефон (на данный момент доход от двух последних видов платежей составляет 5-10%).

В этом вопросе операторы полагаются на производителей автоматов, которые должны упростить механизм использования. При этом в своих прогнозах игроки ссылаются на опыт России, где в одном месте может размещаться до пяти терминалов. Причем все окупаются.

Перспективной видится ниша массажных автоматов ($1,9-2 тыс.), а также ТА по продаже дисков. Для украинцев массажный ТА - новинка, поэтому предприниматели предлагают пробный сеанс бесплатно. Данная услуга наиболее развита на юге Украины. В среднем количество посадок на кресло колеблется от 3 до 15 в сутки. При цене услуги 20 грн. за 10 минут массажа выручка с одного кресла составит 1,8-9 тыс. грн. в месяц.

"Чтобы сэкономить, для начала можно купить б/у ТА. Такое оборудование дешевле на 25-50%. Но от этого страдают производители: количество их продаж за последний квартал 2008 года упало на 10-20%. Также автомат можно взять в аренду, но с 2009 года эту услугу найти сложно, - объясняет Алексей Лев, директор компании "Чарівна скриня". - Дело в том, что с повышением процентов за кредит покупка ТА обходится намного дороже. Соответственно, для того чтобы получить доход, автомат нужно сдавать в аренду не за 700-1400 грн. в месяц, а не менее чем за 2 тыс. грн.".

Кстати, потенциальным вендинг-бизнесменам предлагают покупать не только проверенные автоматы, но и создавать собственные. Имея идею любого вендингового устройства, можно обратиться к технологам-разработчикам, которые просчитают, насколько задумка может быть воплощена в жизнь, и в случае чего - сконструируют аппарат.

Теги: бизнес продажи инновации заработок
Источник: intercredit.com.ua Просмотров: 5843