По данным Google, современный человек в течении дня более 150 раз заходит в свой смартфон, а доля запросов в Google с мобильных устройств в конце 2015 года впервые в истории превысила долю запросов с десктопа. В целом, по миру более 50% интернет-трафика приходится на долю мобильных устройств.

Все эти цифры говорят о развитии мобильной коммерции. В некоторых случаях этот канал может преобладать в коммуникации и даже в продажах. Рост e-commerce в Украине стал более заметным после появления 3G, c ростом популярности и доступности смартфонов.

Покупки уходят в сеть

Но мы отстаем от мировых лидеров — Китая, Англии, США — на 5-10 лет. По количеству заказов/посылок, проданных через интернет-магазины, мы тоже далеко от них. В Германии, например, приходится по 7 посылок на человека в месяц. Это едва ли не в 100 раз больше, чем в Украине. У нас – около 0,1 посылки.

Если сравнивать, например, со странами Западной Европы, то в Украине проникновение e-commerce в общую розницу в 2,5 раз меньше. Там этот показатель составляет 7,5%, а у нас — 3%. Проникновение электронной коммерции в общей рознице в мире достигает 7,4% ($1,7 трлн.), а до 2020 года ожидается увеличение этой цифры до 12,8%.

Больше всего онлайн покупают в Гонконге: средняя выручка на одного онлайн-покупателя в 2016 году там составила более $2 800, норвежцы тратят около $2 400, китайцы — $900. За последние 5 лет объемы онлайн-торговли в Китае выросли в 12 раз.

По прогнозам, в ближайшие годы динамика составит 29-34% в год. Уже сейчас в Поднебесной более 900 млн онлайн-покупателей, что позволяет стране контролировать 42% мирового e-commerce.

Китайцы обожают покупать на китайских сайтах — JD.com, Ali (все сайты группы), а для разнообразия заказывают еще на Amazon и Ebay. Почти половина китайцев покупает продукты питания онлайн и все доставляется только курьером. Интересно, что 77% покупок китайцы совершают через смартфоны.

К примеру, на всем известном TMALL (Таобао) уже около 4 тыс. категорий товаров. Из них 50% товаров без брендов, а 2,5% — это иностранные ТМ из 65 стран, но, к большому сожалению, Украины в этом перечне нет. В среднем, клиенты заходят на сайт 7 раз в день и просматривают до 20 товаров за один заход.

Способствует интернет-торговле в Китае сервис Wechat, который стал не только средством коммуникации (аналог Skype и Viber), но и платежной картой по QR-коду. Процент за транзакцию WeChat берет очень маленький, но, когда этим инструментом пользуется 670 млн человек ежедневно (именно столько зафиксировано собственников мобильных контактов, которые выходят в интернет), суммы в итоге получаются очень большие.

В прошлом году рынок электронной коммерции в Украине рос еще быстрее, чем в предыдущем. Если за 2015 год товарооборот прибавил 32% (с 19 млрд. до 25 млрд грн), то в 2016 году он вырос на 52% — до 38,5 млрд грн. В 2017 году стремительный рост продолжится.

Украинцы долго присматриваются

По экспертным оценкам, доля электронной торговли Украины сегодня составляет около 3% всего ритейла (год назад было 2,1%). Но в большинстве развитых стран мира этот показатель достигает 10-15%. Поэтому потенциал для роста у нас — колоссальный.

Через год товарооборот может увеличится еще, как минимум, на 30-40%, до 50 млрд грн. Однако, далеко не каждую покупку клиент делает в интернете, даже если это возможно. Часто проще и быстрее купить необходимое в соседнем магазине.

Потребитель предпочтет лично выбрать и осмотреть сложный и дорогой товар; товар, опыта использования которого он не имеет. В Украине активно развивается так называемая омниканальность: покупатели ищут товары онлайн, но покупают офлайн, либо, наоборот, присматривают товары в обычных магазинах, а затем приобретают их онлайн.

Становятся востребованными в сети и новые категории товаров. В 2016 году в этот список попали продукты питания и напитки, спецтехника и инструменты, хорошие книги, подарки, товары для красоты и здоровья. Рынок услуг также активно осваивает интернет. При этом категории-лидеры электронной коммерции остались неизменными: одежда и обувь, электроника, товары для дома и сада.

То, в чем нуждается украинский e-commerce — это, по-хорошему, 3-4 игроках в логистике и платежных системах. Выбор и конкуренция в этой области должны появиться. Поэтому строиться успех e-commerce в Украине, среди прочего, будет на высоком доверии к магазину (в т.ч к способам оплаты), на быстрой логистике и первоклассном клиентском сервисе, качественной и достаточной информация о товарах и возможности подержать товар в руках перед покупкой (омниканальность).

Пока основная характеристика отечественного рынка электронной торговли — это отставание. С точки зрения мобильности пользователей, мы отстаем, с точки зрения развития рынка электронной коммерции — сильно отстаем. Но там, где отставание, всегда есть и высокий потенциал для роста.

Виктория Носенко, управленец в рознице и e-commerce, CEO Omnimarket, специально для UBR.ua

Теги: e-commerce онлайн онлайн торговля покупки смартфоны
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 4433