Бизнес - это товар. Готовый рынок купли-продажи готового бизнеса переживает активный рост. С каждым днем все больше собственников выставляют свой бизнес на продажу. Продажа бизнеса - зачастую единственная возможность продолжать отвечать по обязательствам перед кредитными организациями. На продажу поступают бизнесы разных отраслей: автосервисы, производства, точки общественного питания, в том числе известных брендов.

Инна Мазуркевич для UBR.UA

Что такое продажа бизнеса?

Полная или частичная продажа бизнеса - это сделка, объектом которой, как правило, является уже достаточно развитое и сформировавшееся предприятие. Продажа бизнеса обычно выполняется либо в случае, если владелец решит сосредоточить свои усилия в другой сфере, либо в ситуации, когда владельцу требуется серьёзный и активный партнёр, так как ему просто не хватает времени или ресурсов для управления бизнесом. Возможны и другие варианты: например, кто-то занимается тем, что эффективно "раскручивает" новый бизнес, а затем продаёт его и переходит к новому проекту. Так или иначе, результат сделки - продажа готового бизнеса, представляющего отлаженный механизм и готового приносить вам прибыль.

"На данный момент рынок покупки-продажи готового бизнеса достаточно серьезно активизировался. Связано это в первую очередь с тем, что часть бизнеса не может вынести бремя на рынке видно увеличение количества предложений, причем некоторые из них достаточно интересные. Но спрос на них единичный, а лучше сказать точечный. К примеру, одна оптичная сеть готова купить другую оптичную сеть для расширения своего бизнеса или для уменьшения конкуренции", - рассказывает Дмитрий Роденко, директор маркетинговой компании

Кто покупает готовый бизнес?

- Крупные бизнесмены, заинтересованные в быстром расширении или же создании холдинга, организация которого снижает внутренние издержки.

- Прямые инвесторы, рассчитывающие развить бизнес и получать от него стабильные дивиденды. Обычно прямые инвесторы уже обладают необходимой базой для развития и действуют масштабно, поэтому все шансы на преумножение прибыли и быстрый рост есть.

- "Портфельные" инвесторы, рассчитывающие на подорожание вашего бизнеса в дальнейшем и его перепродажу. Фактически, это игра на бирже.

- Ваши бывшие конкуренты, заинтересованные в интеграции компании для захвата рынка.

Как видите, покупка и продажа готового бизнеса может выполняться по самым разным причинам. Зачастую осуществляется даже продажа бизнеса в предбанкротном состоянии или уже закрытого: ведь готовый бизнес, способный развиться при некоторых изменениях, существенно ценится. Есть даже класс бизнесменов, основной источник прибыли которых - покупка бизнеса в "мёртвом" состоянии, его "оживление" и последующая перепродажа за гораздо более высокую цену.

Чем выгодна покупка действующего бизнеса?

Главное преимущество покупки действующего бизнеса — это наличие постоянных клиентов, приносящих, как правило, 50–60% дохода. Также в распоряжение нового собственника компании переходят различные базы данных, результаты проведенных исследований, программное обеспечение и прочие нематериальные ресурсы. При этом велик риск, что прежний владелец бизнеса не только уведет с собой своих любимых клиентов (многие предприятия завязаны на личности их собственников), но и будет пользоваться наработанными методиками. Не зря покупатели юридической или консалтинговой фирмы, pr-агентства или креативного бюро заинтересованы возможностью разделить ответственность за бизнес с его бывшим собственником. О возможных вариантах рассказывают эксперты.

Купить и не проколоться

Перед продажей предприятия владелец проводит предпродажную подготовку: чтобы продать бизнес дороже, он стремится показать его с лучшей стороны и некоторые моменты для этого маскирует.

"К примеру, бизнес был сделан в фазе роста рынка, а сейчас рынок не растет - наблюдается спад продаж, сокращение оборота. В таких условиях повышается конкуренция между игроками на рынке, которую данная компания по ряду причин не может вынести. Естественно, одним из вариантов выхода, с сохранением вложенных владельцем инвестиций, является продажа такого предприятия", - рассказывает Михаил Крикунов, директор бизнес-школы.

Еще один распространенный случай - нормально работающему предприятию, с налаженными потоками поставок и потребителями, по каким-то причинам административно "перекрывают кислород". К примеру, дистрибутору задерживают поставки импортной продукции. Предприятие несет убытки из-за невозможности поставки товаров в розничную сеть. Таким образом, путем административной борьбы, освобождается поле на достаточно выгодном и интересном рынке. "Экономически побороть этого игрока почти нереально - у него налаженный бизнес и большой опыт, но административными методами возможно не позволить ему нормально функционировать", - констатирует Роденко.

По наблюдениям аудиторов, ситуация с покупкой готовых бизнесов в Украине значительно отличается от западной. Основные причины этого сводятся к следующему:

1. На Западе покупка бизнеса является бизнес–стратегией крупных финансово-промышленных групп, которые без поглощения конкурентов не могут быстро расширятся;

2. На Западе у компаний есть множество источников финансирования (акционерный рынок, дешевые банковские займы). Очень редко покупка происходит за живые деньги;

3. В Украине покупка готового бизнеса носит часто быстрый и эмоциональный характер, без должного анализа деятельности компании;

4. Очень часто покупатели верят продавцам на слово;

5. После продажи бизнеса старый собственник забирает с собой основных сотрудников и клиентов, а иногда открывает подобный бизнес;

6. После продажи оказывается, что купленное предприятие имеет налоговые и юридические риски, которые ложатся на покупателя;

7. Часто отсутствует заявленное на балансе компании имущество;

8. Не проводится анализ на предмет прибыльности компании в долгосрочной перспективе.

Чем поможет маркетинговое исследование?

Проводится маркетинговое исследование или маркетинговый анализ данного рынка. Выясняется, кто является основными конкурентами данного предприятия, сильные и слабые стороны этого предприятия. Это дает возможность понять, не переоценен ли предложенный актив. Стоимость таких исследований составит лишь 1% от стоимости бизнеса, но это поможет избежать больших неприятностей.

По наблюдению аудиторов, покупателям, которые подходили к покупке серьезно и тщательно, используя предпродажную проверку, удавалось в результате снижать цены на покупку компаний до 50% от их стоимости.

Теги: бизнес продажа покупка маркетинг
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2324