Верховная Рада должна определить, какой будет система регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества в Украине. Выбирать парламентарии будут между двумя проектами законов: правительственным, согласно которому планируется ведение реестра имущественных прав единственным госорганом, и проектом народных депутатов, которые выступают за сохранение нескольких органов регистрации. В депутатском документа за Госкомземом предполагается оставить ведение земельного кадастра и учета прав собственности на земельные участки, а за органом при Министерстве юстиции – регистрацию иного недвижимого имущества. Эксперты, которые, в основном, всегда скептически относятся к инициативам Кабмина, на удивление положительно оценили именно правительственные разработки. Предложение о едином регистраторе они оценили более прогрессивную норму, которая соответствует европейской практике. Идеи Министерства юстиции называют даже революционными. Описать главные отличия и особенности двух проектов законов UBR попросил адвоката юридической компании Владимира Костюка.

UBR: Первый документ - это проект Министерства юстиции. Какие его наиболее интересные нормы?

Читайте також: Любиш нерухомість - люби і податки платити

В.К.: Сразу отмечу, этот законопроект подан Министерством юстиции, уже утвержден на заседании Кабмина и готов для подачи в Верховную Раду на утверждение. Законопроект содержит не одно принципиально интересное предложение. Например, предлагается, ввести новый орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество. То есть передать все права и функции по учету строительных и земельных участков, зданий и сооружений и т. д. одному органу - Государственному регистратору. Формально он уже создан, но пока не наделен полномочиями. Только 01. 01. 2013 года он начинает действовать по регистрации права на недвижимое имущество. Соответственно ему планируется передать полномочия и в отношении регистрации и учета права собственности на земельные участки. Это - также с 1 января 2013 года.

Читайте также: Информация о правах на земельные участки будет дублироваться

UBR: Это - те функции, которые сейчас выполняет Госкомзем?

В.К.: Да. Сейчас эти функции выполняют две структуры. Отдельно Госкомзем, образно говоря, как земельный регистратор и БТИ, как "квартирный" регистратор. Соответственно, если все функции регистрации будут сконцентрированы в одном органе, это облегчит и для граждан, и для всех юридических лиц право получения выписок для отчуждения имущества, подтверждения права собственности, регистрацию этого права. Все это будет проходить оперативнее.

Читайте также: Реєстрацію землі та прав на майно хочуть спростити

UBR: За счет чего?

В.К.: Во-первых, с целью упрощения процедуры госрегистрации, предусматривается возможность представления документов для регистрации прав, как в бумажной, так и электронной форме. Это, кстати, происходит в соответствии с требованиями Евросоюза, который ведет документооборот в электронном виде. Кроме того, предлагается предоставлять выписки из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, как органами государственной регистрации прав, так и частными нотариусами. То есть не надо будет идти сперва в БТИ, потом в Госкомзем для получения выписки. Это смогут делать частные нотариусы, которые будут иметь доступ к единому государственному реестру. Ведение такого электронного реестра с общим доступом – это супер-прогрессивная норма. Она идет в ногу со временем и европейским законодательством.

Читайте также: Новые правила продажи жилья

UBR: Какие еще супер-нормы предлагает Минюст?

В.К.: Рассматривается возможность подачи заявления о госрегистрации прав, их отягощений, а также документов, необходимых для такой регистрации, непосредственно нотариусом, или государственным кадастровым регистратором. Такое заявление может быть подано с письменного согласия лица, имеющего право на ее подачу. Предлагается освободить физ- и юрлиц от уплаты госпошлины при проведении повторной регистрации; предоставить возможность получения выписки из Государственного реестра прав, а также информации о наличии ипотеки и обременений прав на недвижимое имущество, лицам, имеющим имущественные права на чужое недвижимое имущество. И многое другое.

Іпотека стане доступнішою >>> відео

UBR:А чем плох проект народных депутатов?

В.К.: Проектом закона, внесенный депутатами Мирошниченко и Пинчуком, предусматривается право ведения регистрации земельных участков Госкомземом в государственном земельном кадастре. А право на регистрацию прав собственности, которое ведет БТИ, предлагают передать единому государственному регистратору.

Читайте также: Квартирный вопрос: будет ли дешевше

UBR: Это единственное отличие?

В.К.: По сути, да. Но это отличие принципиальное. Народные депутаты в пояснительной записке ссылаются на то, что бланки регистрации выпущены на 10 лет вперед, что это будет накладно для бюджета, что нарушается принцип единого окна. То есть вы пришли подать документы на регистрацию права собственности землевладельца, а там также идет присвоение кадастрового номера. Они настаивают, что при новой системе будет дублирования номеров, но я считаю, что предложения народных депутатов – это шаг назад в законотворчестве.

Читать также: Украинцы не смогут брать больше ипотеки, даже если ставка по ней будет 3%

UBR: Реальные основания для их опасений есть, исходя из предложений Минюста?

В.К.: Возможность для нарушений можно найти где угодно. Но если принять проект, предложенный народными депутатами, то произойдет максимальная концентрация вопросов именно по земельным правам в одном учреждении. А это - вчерашний день, когда оформления права собственности проводит орган, который отвечает за техническую инвентаризацию. То есть в его руках и технические параметры, и право собственности. Именно на этих участках фиксируется больше всего коррупционных действий чиновников по затягиванию выдачи документов через различные мошеннические схемы. Поэтому проект народных депутатов является неудачной инициативой в законотворчестве, а реальная его подоплека – давнее противостояние двух органов за право ведения именно земельного реестра.

Читайте также: Квартира в недострое. Как избежать мошенничества?

UBR: Какая разница, кто монополист? Мы получим единый орган, который ведет учет вообще всех прав собственности: и недвижимости, и земли?

В.К.: Да, но техническими параметрами будут заведовать другие государственные структуры. А доступ к реестру прав можно будет получить не в одном месте в огромной очереди, а в любой нотариальной конторе. Нотариусы не смогут сослаться на большое количество запросов.

Читать также: Минрегион отстаивает 30-летнюю ипотеку

UBR: Именно такая практика на Западе?

В.К.: Да, такая. Такую практику пытается внедрить и Минюст. Первое - большинство европейских стран используют электронный документооборот. Подача соответствующих документов на регистрацию проводится не в бумажном, а в электронном в виде. Второе - есть единый государственный реестр, в котором проводятся записи по изменению права собственности на недвижимое имущество. А есть отдельно реестр инвентаризации земляных участков, в котором указаны, к примеру, границы участков, присваиваются кадастровые номера. Третье - очень распространено привлечение частных нотариусов к возможности получения выписок для всех субъектов права собственности.

Процедуру купівлі-продажу квартир - спростили >>> відео

Читать также: Главы облсоветов обвинили Януковича в популизме

Теги: законопроект бти право собственности госкомзем
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 4756