Министерство юстиции меняет правила принудительного исполнения судебных решений. На места — в районные исполнительные службы — отдали больше полномочий, и от них ждут большей отдачи. Что изменит новый подход UBR.ua рассказал руководитель практики исполнительного производства, советник Spenser & Kauffmann Алексей Соломко.

Алексей Владимирович, что изменится для рынка в связи с тем, что госисполнители районных служб смогут взыскивать суммы до 10 млн. грн.?

Принятые изменения касаются лишь решений, которые будут предъявляться к исполнению после вступления в силу изменений. Это очень важно учитывать взыскателям (тем, кому должны деньги), так как решения, предъявленные не по подведомственности просто не будут приниматься к исполнению.

Можно потерять много времени, а часто и шанс оперативно исполнить решение суда. Сегодня в Украине систему органов, занимающихся исполнением решений судов составляют районные исполнительные службы и отделы принудительного исполнения решений при областных управлениях юстиции. Последние занимаются взысканиям сумм от 10 до 20 млн грн. Суммы свыше 20 млн грн., остаются за Министерством юстиции.

То есть передачи дел не будет?

Ранее суммы взыскания, превышающие 6 млн грн., исполнялись областными отделами принудительного исполнения решений. Но документы на сумму от 6 млн грн. и выше, которые уже находятся там на исполнении, будут продолжать вестись прежними исполнителями. Подчеркиваю, изменения вступят в силу после официальной публикации, которая ожидается в ближайшее время.

Данная ротация повлияет на эффективность исполнения, которая по госисполнительной службе оценивается в 3-5%?

На большие суммы всегда обращают внимание, в первую очередь. Если мелкие иски из-за загруженности госисполнителей пропускаются сотнями и тысячами, то сумм на миллионы по районным исполнительным службам не так уж и много. Например, по Киеву это не более 1000 дел, при общем количестве дел в исполнительном производстве около 4,5 млн. Крупные суммы всегда на виду, и исполнительные структуры будут тратить время и усилия именно на ведение этих исполнительных производств.

Уровень квалификации достаточный у районных исполнителей?

Для уровня взыскания нет никакой процессуальной и фактической разницы в том, взыскивать 5 тыс. грн. или 10 млн. грн. Суть производимых действий одинакова. Если дело касается взыскания с юридических лиц, то 90% работы — это работа со счетами и выставлением платежных требований, а остальная часть предполагает работу с имуществом.

Если исполнительное производство по физическим лицам, то работа ведется с их имуществом. Работа с имуществом — это его опись, оценка, передача на реализацию. Независимо от суммы технические процедуры все одинаковы. Могут возникать сложности касательно самого объекта, связанные с его доступностью для госисполнителя, и с рыночной востребованностью имущества для покупателя.

Почему же эффективность низкая?

Дело в нехватке специалистов. Текучка кадров столь сильная, что не успевают подготовить новых специалистов. Чтобы человек вошел в курс дела и вырос до определенного уровня, необходимо проработать в системе 1,5-2 года. Лучше — 3-5 лет, чтобы можно было сказать, что он стал полноценным исполнителем.

Какая загруженность у государственных исполнителей?

Средняя загрузка — то есть количество дел, которое пребывает в работе у одного работника, — 1-1,5 тыс. исполнительных производств в год. По факту, у каждого из госисполнителя от 2 тыс. дел. И только 3-5% из всех производств заканчиваются результативно.

Есть, конечно, вопросы к качеству их работы. Многие, сталкиваясь с работой госисполнителей, отмечают их невнимание, недостаточные усилия и усердие для проведения нужных действий. Конечно, сказывается текучка кадров, что влечет проблемы по передаче материалов в исполнительное производство.

Какова динамика по делам, находящимся в исполнительном производстве?

По данным Министерства юстиции всего около 4,5 млн. исполнительных документов. Лет 5-6 тому было около 8-9 млн. исполнительных документов. А когда-то — вообще до 12 млн. доходило. Уменьшение за последние годы, скорее связано, как с ситуацией вокруг Крыма и Донбасса, так и с экономической ситуацией. Идет спад экономической активности, не растет кредитование, многими должниками занимаются коллекторские структуры.

Вводимое Минюстом перераспределения дел по подведомственности, скажется на работе частных исполнителей?

Нет. У них свои ограничения. В соответствие с законом, в ведении частных исполнителей будут исполнительные производства на сумму до 20 млн. грн. по 1 делу в течении первого года работы. То есть у него может быть любое количество дел, каждое до 20 млн. грн. Исключение — ограничение, действующее до конца 2017 года, по которому частники не могут заниматься взысканиями более 6 млн. грн. по 1 делу. Можно сказать, это своего рода бета-тестирование. Видимо хотят посмотреть на их эффективность, реакцию общества.

Конкуренция между двумя группами будет серьезная?

При имеющемся количестве исполнительных документов работы хватит всем. До многих документов у госисполнителей не доходят руки в связи с тем, что в их подведомственности исполнительные дела в пользу государства, резонансные производства, на которые у уходят почти все время и усилия. Поэтому те взыскатели (физические и юридические лица), которые видят, что их очередь у госисполнителей не движется, могут забрать материалы исполнительного производства и передать их частникам.

Где эти частные исполнители, которые должны были выйти на рынок еще зимой?

Растянулся подготовительный процесс. Минюст организовывал обучение и экзамены для кандидатов в частные исполнители. Их сдали более 100 человек. Сейчас уже проводятся проверки офисов частных исполнителей на предмет наличия условий для приема клиентов, хранения конфиденциальных документов (несгораемый сейф), подключения ко всеем необходимым базам (судебных решений, движимого/недвижимого имущества, реестр исполнительных производств, реестр обременения имущества и т.д.). После проверок их начнут регистрировать в едином реестре частных исполнителей. С появлением записи в реестре, исполнитель может приступать к работе.

То есть реестр еще не заполнялся?

Еще нет. Но кандидаты уже есть. По Украине уже проверены 15-20 офисов частных исполнителей, комиссии выдали заключения, которые станут основной для включения претендентов в единый реестр частных исполнителей. Процесс должен начаться со дня на день.

Ношение и применение оружия допускается?

Законом это не предусмотрено. Такой возможности нет и у государственных исполнителей. Допускается, как и для любого физического лица, например, наличие охотничьего оружия. При необходимости обеспечения пресечения незаконных действий при проведении исполнительных действий, они могут использовать подразделения Нацполиции. Для этого государственный/частный исполнитель выносит постановление о привлечении полиции для участия в проведении исполнительных действий. В принципе, в 90% случаев этого достаточно.

Отдадут ли частники предпочтение только крупным делам, чтобы быстрее начать зарабатывать?

Будут частные исполнители, специализирующиеся на мелких долгах, и те, кто предпочтет работать с крупными суммами. Здесь сформируется картина аналогичная адвокатской среде: есть те, кто берется за дела за 500-1000 грн., а есть те, кто выставляют гонорар не меньше 10 тыс. грн.

В интересах частных исполнителей зарабатывать на любом исполнительном производстве. У них предусмотрено фиксированное вознаграждение, и дополнительное по желанию взыскателя. Государственный исполнитель ограничен заработной платой и небольшими надбавками, получение которых затягивается во времени, что связано с получением бюджетных средств. Частный исполнитель будет получать свое вознаграждение быстрее.

В чем привлекательность работы с частным исполнителем?

Помимо ожидаемых оперативности и результативности, будет дополнительная финансовая выгода. Если взыскатель привлекает юриста к сопровождению исполнительного производства, где задействован государственный исполнитель (для контроля его работы и ускорения процесса), то услуги юриста необходимо оплачивать.

При работе с частными исполнителями такой потребности не будет, так как они работают за счет должника. Например, сумма взыскания с должника составляет 10 тыс. грн. Сверх этой суммы с него будет взыскано 10% вознаграждения частного исполнителя — 1000 грн.

Тот, кто его будет нанимать, на свое усмотрение может стимулировать исполнителя. Если должником занимается государственный исполнитель, то 10% сверх взыскиваемой суммы, также платится. Это так называемый исполнительный сбор в доход государства — за расходы на проведение исполнительных действий: вынесение исполнителем постановления, проведение экспертизы, другие действия.

Могут быть отдельные нюансы при распределении средств, когда с должника не могут взыскать всю сумму. Например, необходимо взыскать 10 тыс. грн., а взыскали только 5 тыс. грн. Тогда из них вычитают 10% исполнительного сбора (в данном случае 500 грн), а 4,5 тыс. грн. отдают человеку/фирме, которая пострадала от действий должника.

То есть если долг заемщика по квартире $50 тыс. то он заплатит еще и $5 тыс. исполнителю за то, что тот заберет квартиру?

Да. Эта нагрузка в 10% тянется с 1998 года, и к ней, видимо, прикипели. Ранее, действовала норма, согласно которой при добровольном выполнении должником решения суда в течении 7 дней, сбор не начислялся. Если в течении 7 дней решение не выполнялось, то взыскивался сбор в 10%.

Но когда писали новый закон об исполнительном производстве, норму прописали, не привязывая ее к добровольному исполнению. Хочешь не хочешь, но если пришел исполнительный документ, то человек уже должен 10% исполнительной службе сверх взыскиваемой суммы.

Теги: суд судебный процесс судебный исполнитель частный исполнитель
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 1037