Министерство финансов, Госказначейство и Государственная налоговая служба определили Порядок возвращения налогоплательщикам ошибочно уплаченных сумм. Совместным приказом этих ведомств утвержден Порядок взаимодействия органов государственной налоговой службы, местных финансовых органов и органов Государственного казначейства Украины в процессе возвращения налогоплательщикам ошибочно или излишне уплаченных сумм денежных обязательств.

Виктория Бойко для UBR.UA

Старый порядок был утвержден еще в 2005 году. А необходимость в его обновлении появилась в связи с тем, что был принят Налоговый Кодекс и утратили силу ряд законов. В частности, "О налоге на доходы с физических лиц", "Порядок погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетом и другими целевыми фондами", к которым был привязан старый порядок возврата ошибочно уплаченных средств. Обновленный документ во многих моментах дублирует предыдущий прядок. Но есть и принципиальные изменения.

Знакомый алгоритм

Налогоплательщик сможет воспользоваться предоставленной возможностью вернуть часть средств (или всю сумму) в течение трех лет со дня уплаты неправильно насчитанной суммы. Для этого достаточно написать заявление в Государственную налоговую службу.

"Плательщик налогов сам должен выявить эти излишне уплаченные денежные средства или ошибочно уплаченные (был уплачен не тот налог или деньги пошли не по нужному бюджетному счету) и написать заявление. Этот документ должен быть написан в течение 1095 календарных дней", - поясняет Елена Хомицкая, старший юрист юридической компании.

Представитель Налоговой службы сперва должен проверить заявление, пересчитать все суммы и предоставить документ о наличии избытка. На эту процедуру отведено 15 дней. В случае положительного ответа вывод налогового органа передается для исполнения в орган государственного казначейства. Чтобы налоговики не имели искушения затягивать рассмотрение, в изданном порядке предусмотрена ответственность за несвоевременную подготовку данных. Правда, как отмечают юристы, в документе не конкретизировано, как именно будут наказывать налоговиков.

"Фактически, ответственность Налоговым кодексом и другим законодательством не установлена ни в виде каких-то конкретных санкций, ни в виде пени. Т. е., внесли какую-то голую норму. Получается, что налогоплательщик может требовать привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя налогового органа или его заместителей, которые должны были принимать такие решения, если он сумет доказать прямой ущерб, который нанесен его экономическим интересам в результате такого бездействия налоговиков. Для этого надо через суд доказывать наличие данного ущерба и требовать его возмещения или каких-то штрафов. А это, как понимаете, очень проблематично. Вот если бы была пеня или штраф за несвоевременную подготовку, то налоговая более внимательно относилась бы к подобным вопросам. Поэтому за нарушение сроков конкретные должностные лица органов Государственное налоговой службы могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, если налогоплательщик будет занимать очень активную позицию", - подчеркивает Владимир Ващенко, партнер юридической фирмы.

Важные новшества

Интересной и важной особенностью новой процедуры стало появление у налогоплательщика права самостоятельно определить в своем заявлении, куда именно государственное казначейство должно направить средства в случае наличия переплаченной суммы. "Это может быть на текущий счет налогоплательщика, в денежной форме, если такой плательщик не имеет текущего счета. А также может быть направлено на уплату других налогов и сборов", - рассказывает Елена Хомицкая.

Особенно удачно для налогоплательщика предоставление ему возможности проводить взаимозачет и перерасчет переплаченной суммы на погашение налогового долга. В законе, который действовал до 2011 года, этого не было предусмотрено. "Раньше предусматривалась возможность проводить только возврат денег. А возврат возможен только в случае наличия средств на счетах казначейства. Т. е., если на счетах казначейства недостаточно средств для возврата излишне уплаченных налогов, тогда его органы должны обращаться в центральное отделение с просьбой, оформленной в виде специального запроса, о выделении дополнительных средств. Таким образом здесь уже не предполагалась ответственность. И затягивание этого вопроса не регулировалось", - подчеркивает Владимир Ващенко.

Во время проведения взаимозачета, в случае отсутствия у плательщика текущего счета, он может получить чек на требуемую сумму и обналичить в кассе казначейства. Единственный нюанс - такая процедура предусмотрена только для физических лиц.

А для всех плательщиков общим является перечень налогов, по которым возвращают излишне уплаченные суммы. В нем есть лишь несколько исключений. "Не предусмотрен вообще возврат акцизного собрания, уплаченного в виде акцизных марок и в случае, если у налогоплательщика есть решение суда о бесспорном списании средств (о возврате из госбюджета) каких-то ошибочно или чрезмерно зачисленных в бюджеты налогов. Тогда данное решение суда отдельно подается плательщиком в органы Государственного казначейства", - перечисляют эксперты.

Дополняет перечень исключений, по которым не возвращают деньги, налог на добавленную стоимость. Поскольку его уплата и возмещение регулирует отдельная статья Налогового кодекса.

Теги: налог ошибка порядок
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 4861