Несколько месяцев назад Верховная Рада приняла за основу Законопроект об упрощенной системе налогообложения, но сдвинуть с мертвой точки и принять его в целом до сих пор не удалось. О том, почему документ все еще разрабатывается, о возможных изменениях и о сроках принятия проекта, в эксклюзивном интервью телеканалу UBR.UA рассказала заместитель Председателя парламентского комитета промышленной, регуляторной политики и предпринимательства Ксения Ляпина.

UBR: Законопроект об упрощенной системе налогообложения несколько месяцев назад был принят в первом чтении. Обещали его принять в целом, но пока в Верховной Рады это не получилось. На этой неделе уже появились новые инициативы. Предлагают внести изменения, например, размер предельного дохода для предпринимателей будет все-таки фиксированный - миллион гривен.

К.Л.: Думаю, закон был готов еще до летних каникул, и было бы лучше, чтобы он был принят уже тогда. Сейчас можно совершенствовать его бесконечно. Собственно говоря, по этому предельному размеру применения упрощенной системы, то в законе были параметры привязанные к минимальной зарплате. В размере самого единого налога там, где фиксированная ставка в процентах высчитывался максимальный предел, и максимальный предел применения единого налога, до миллиона гривен объем реализации, или там валовой доход. Собственно говоря или оба параметра привязаны к минимальной заработной плате и растут вместе с ней, или оба выражены в денежной форме и не привязаны к минимальной зарплате, и, соответственно не растут вместе с ней. Я сторонник второго варианта, худший вариант, если предел применения оставят фиксированной в гривнах, а, например, ставку единого налога привяжут к минимальной зарплате. Вот это будет хуже для предпринимателей, потому что ставка будет расти вместе с ростом социального показателя, а этот показатель - социальный, мы все понимаем. Выборы 2012 года приведут к тому, что в следующем году минимальная зарплата может расти какими-то неоправданными экономикой темпами. В связи с этим будет расти и ставка единого налога. Это недопустимо, поэтому я сторонник того, чтобы оба параметра были отвязаны от минимальной зарплаты, но оба.

UBR: Еще один принципиальный вопрос для предпринимателей, возможность сотрудничать с теми, кто работает на общей системе с юридическими лицами. Что тут планируется изменить?

К.Л.: Ничего. Есть третья категория, вы знаете, что разделены на 3 категории, если раньше был для физических лиц - предпринимателей только одна категория, там все по фиксированной ставке облагались, то сейчас, это 3 категории. Две из них облагаются по фиксированной ставке, третья категория, это как раз те, кто могут предоставлять услуги юридическим лицам на общей системе налогообложения, услуги, или товары, там какие-либо виды деятельности, но облагаться налогом они будут так, как сегодня облагаются юридические лица на упрощенке, и так, как предлагают облагать юридические лица. То есть, 3% + НДС для плательщиков НДС. Или, 5% без НДС от валового дохода. В этих нормах на данный момент ничего не изменилось. Что изменится в них или не изменится до вынесения в зал гарантировать может только Господь Бог. Потому что все время идут какие-то инициативы, какие изменения и некоторые из них - к лучшему, я надеюсь, но риск есть и того, что могут быть внесены какие-то инициативы на худшее. Поэтому мне кажется, что совершенству нет предела, но надо уже что-то принимать, а дальше - жизнь покажет.

UBR: Когда примут законопроект?

К.Л.: При всем уважении к Виталию Хомутыннику, он уже трижды анонсировал рассмотрение этого законопроекта, и этого не происходило. Поэтому это решение зависит не от него, и вообще, не от Верховной Рады. Потому что в Верховной Раде готовность принять этот закон присутствует уже давно. Видимо, в загадочных верхах нашей власти так и не пришли к выводу, нужен или не нужен нам этот закон. И пока они к этому выводу не придут, в Верховной Раде никакого решения не будет. Поэтому все это и тянется. А что там думают в этих загадочных верхах власти, не известно ни одному рядовому гражданину.

UBR: Насколько возможно сейчас снизить ставку единого социального взноса?

К.Л.: Я бы так энергично не заявляла и не вводила в заблуждение наших уважаемых бизнесменов, что ее непременно снизят. Пока ведутся переговоры, на моей памяти эти переговоры ведутся 10 лет, по поводу того, можно или нельзя снизить ставку социальных, когда-то в совокупности социальных взносов, а сейчас единого социального взноса.

UBR: Для всех могут снизить или только для кого-то?

К.Л.: Мы в свое время в 2005 году предлагали, даже посчитали возможность этого, и без каких-либо серьезных потерь для Пенсионного фонда, в первую очередь, можно провести снижение такой ставки в качестве эксперимента для субъектов малого предпринимательства. Потому что, по нашей оценке, эти субъекты не вносят существенного вклада в формирование Пенсионного фонда. К сожалению, в нашей структуре экономики основную часть взносов в Пенсионный фонд формирует крупный бизнес, крупные промышленные предприятия. А маленький бизнес можно было бы отпустить в такой эксперимент, существенно снизив, я знаю, предприниматели говорят о ставке 18%, как об обоснованной экономической ставке. Правительство говорит о возможных 20 или 25%, все это в процессе дискуссий, все это надо считать. А самый реалистичный вариант, это такой эксперимент для малого предпринимательства, который как раз и должен доказать, что предприниматели правы, когда говорят о том, что в среднесрочной перспективе будет положительный эффект. Я в этом глубоко убеждена, мы когда-то считали и прогнозировали, что даже в течение года Пенсионный фонд увидит, что он ничего не теряет. Потому что предприниматели просто легализуют ту скрытую часть заработной платы. Примерно столько, сколько они платят сегодня на минимальную зарплату, но скрывая основную часть заработной платы, они будут платить большую легальную зарплату и столько же платить в социальные фонды. Это выгодно абсолютно всем. И в первую очередь - работникам, потому что работник будет иметь, в первую очередь легальное подтверждение своих доходов.

UBR: В то же время в Пенсионном фонде беспокоятся, как платят взносы именно упрощенцы, и уже предлагают ввести на законодательном уровне такую норму. Если не платишь вовремя взносы в пенсионный, другие фонды, то есть единый соцвзнос, вообще лишать права работать на едином упрощенной системе налогообложения.

К.Л.: Хочу обратить внимание, что подобная форма существовала в нашем законодательстве, если есть какие-то задолженности по платежам, это по действующему Указу Президента, который все еще действует. Если есть задолженность перед бюджетом и социальными фондами, то могли отказать в предоставлении свидетельства плательщика единого налога, когда раз в год предприятие обращается за этим свидетельством.

UBR: Это на момент регистрации, а если работаешь?

К.Л.: Почему на момент регистрации, если работаешь? Ежегодно обращаешься за получением свидетельства плательщика единого налога. Правда, мы предлагаем в новом варианте, уже в налоговом кодексе, отказаться от этого ежегодного обращения и сделать бессрочной, только, если субъект отказывается от упрощенной системы, тогда сдает свидетельство плательщика единого налога. Тогда нужно будет вводить какую-то зависимость от задолженности. То есть если есть задолженность, то тогда должны быть инструменты для того, чтобы каким-то образом прекратить возможность пользоваться упрощенной системой таким субъектом.

UBR: Такую инициативу подавали в парламент, Вы знакомы с ней?

К.Л.: Нет, такую инициативу пока мы не видели в виде законопроекта, это все пока обсуждается. Вот когда будет это сформулировано, например, Министерством труда и социальной политики в деталях, тогда мы сможем оценить реалистичность подобной инициативы.

Теги: законопроект налогообложение упрощенцы
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2551