В Верховной Раде могут пройти парламентские слушания по поводу работы Налогового кодекса. Народные избранники вынуждены признать: их завалило жалобами налогоплательщиков. Больше всего сетований - на отсутствие автоматического возмещения налога на добавленную стоимость. Ряд депутатов даже предлагают вообще отменить налог на добавленню стоимость и перейти на налог с оборота. Но тут же сами и признают, что для государства это невыгодно. Потому что именно с помощью этого налога можно манипулировать бюджетом и бизнесом, заявил Константин Бондарев, заместитель председателя комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики в интервью печатным СМИ.

Виктория Бойко для UBR.UA

"Во всех странах мира действует механизм автоматического возврата НДС. Ни в одной стране мира налоговая не засовывает нос в процедуру ведение бизнеса. Там нет такого понятия, что если возмещается НДС, то надо проверить право на такое возмещение налога. А у нас возмещение НДС – это основная проблема. Точнее, все проблемы, которые мы имем, это из-за НДС", - считает Александр Охрименко, эксперт финансового рынка.

Грамотные манипуляции

"Манипулирование" и управление бизнесом с помощью налогов должно нести позитив и самому бизнесу, и экономике государства (например, нужные сектора экономики поддержать снижением ставок, или на оборот. И, главное, при этом верно просчитать, как и когда изменение налоговой политики в одном сегменте может отразиться на сопутствующих отраслях). Это в экономической теории - одна из составляющих сути налоговой системы, а не только фискальная задача наполнения бюджета. В качестве примера неверного использования специалисты приводять все тот же НДС, а точнее, применение его ставки для экспортных и импортных операций.

Так, в Налоговом кодексе, который вступил в силу с 1.01. 2011, предусматривается уменьшение НДС через 3 три года до 17%. Такое снижение эксперты называют парадоксальным. Потому что в Украине импорт стабильно превышает экспорт. А, значит, и поступления от импортных операций больше. Если НДС уменшить до 17%, то НДС при обложении импортных операций дает больше налоговых поступлений. А это однозначно ударит по поступлениям в государственную казну. Так, в 2010 году импорта завезено на таможенную территорию государства на 9 миллиардов долларов больше, чем вывезено товаров на экспорт. И если бы ставка в 17% действовала, то дефицит бюджета в 2010 был бы значительно выше.

"Вы, уменьшая налог на добавленную стоимость, автоматически уменьшаете налог на импорт. А это значит, что бюджет недополучает средства, которые нужно где-то брать. Что делает Кабмин? Он увеличивает давление на внутренних товаропроизводителей. Какой же в этом здравый смысл? Если вы хотите уменьшить налоговую загрузку на собственного товаропроизводителя, то вы наоборот должны повысить НДС, потому что он будет распространяться и на импорт. Но при этом для внутренних товаропроизводителей надо уменьшить те налоги, которые непосредственно связаны с процессом внутреннего производства. Ну, например, как-то урегулировать налог на прибыль. Здесь можно подумать, вариантов много. У нас же пошли просто путем банального уменьшения ставки налога", - просчитывает Борис Кушнирук, эксперт финансового рынка.

НДС, может быть, и можно было повысить, чтобы увеличить налогообложение импорта, соглашаются оппоненты эксперта. В некоторых западных странах редко, но встречается такая практика. Возможно, предполагают специалисты, и применение различных подходов к формированию НДС - на экспорт и на импорт. Но такая система может иметь два противоречивых последствия. С одной стороны, эффект будет положительный, потому что стимулирование только экспорта (например, уменьшением налогов в этом сегменте) даст больший приток валюты. А, значит, автоматически будет увеличиваться негативное внешне-торговое сальдо.

Вперед на 10 лет

Но паралельно можно заложить и формирование отрицательных тенденций. "Да, возможность притока валюты в страну увеличивается. Но не забывайте: значительную часть этого экспорта занимают, опять же, сырьевые или полуфабрикатные составляющие. Это то, что всегда традиционно у Украины присутствовало - металл, химия, те же удобрения. И в конечном итоге это может привести к тому, что то, что необходимо, и то, в чем заинтересована страна, а это расширение перечня экспортируемых товаров, те же высокие технологии, какие-то наукоемкие отрасли, машиностроение, развитие этих направлений, замедлится", - предполагает Алексей Козырев, директор казначейства коммерческого банка

Льготные условия налогообложения могут простимулировать развитие необходимых технологий и сегментов. Но только при долгосрочном планировании. То есть, если они будут введены не на год или два, а хотя бы на 5, а еще лучше - на 10 лет. А для внедрения такого подхода требуется изменение еще одной составляющей - ввести хотя бы предварительное планирование бюджета на более долгий срок - т. е больше года. "Когда предприниматель будет понимать, что на протяжении этого периода ничего не изменится, - он охотно вложит деньги в перспективное развитие. К тому же программа такого планирования и развития не должна меняться каждый год-два. Сейчас бюджет не планируется на 5-10 лет. И потому составляющие налогообложения как по экспорту, так и по ипорту, т.е поступления, прогнозировать нельзя. Но в целом думаю, что Кабмин к этому вопросу скоро вернется. И какие-то методы по увеличению экспортной состаляющей и стимулированию экспорта будут обязательно введены", - подчеркивает Алексей Козырев.

Теги: налоги налоговый кодекс ндс
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 4768