Если вы получили вожделенные водительские права и подумываете о покупке автомобиля, это еще не повод настраиваться на негатив и предвкушать бумажную волокиту. Если вы продаете авто – тоже. Конечно, подходить к таким вопросам лучше со знанием делаю. Если же у вас по каким-то причинам такого знания нет – значит, нижеизложенная информация нашла своего читателя. В том, как лучше всего купить-продать автомобиль в Украине, разбиралась журналисты.

Автосалон: быстро и легко, но дорого

Если вы – педантичный покупатель и проблемы с документами не приемлете ни в каком виде, покупайте автомобиль в автосалоне. Конечно, не все автомобильные торговые площадки чисты на руку, зато некоторые из них могут поставить ваше новенькое авто на учет, что называется, не отходя от кассы. И если быть предельно внимательным, угроза недобросовестности продавцов стремится к нулю. По окончании регистрации вы получаете новый техпаспорт на авто, государственные номерные знаки, страховой полис и квитанцию об уплате транспортного сбора.

Несмотря на то, что это очень удобно, ставить авто на учет в салоне вовсе не обязательно. Конечно, с учетом себестоимости покупки 500–800 грн "сверху" не кажутся астрономической тратой, но в том, что за такую дистанционную постановку на учет придется переплатить, можете не сомневаться. Так что если вы с трудом наскребли на свой первый автомобиль, не бойтесь попросить у дилера транзитные номера и отправиться в Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел (МРЭО) ГАИ для самостоятельной постановки своего приобретения на учет.

Транзитные номера: не более 10 суток

В соответствии с постановлением КМУ от 7 сентября 1998 г. №1388, на транспортные средства, которые доставляются своим ходом до места госрегистрации с предприятий-производителей, авторемонтных предприятий, торговых организаций, из-за границы, а также на ТС, снятые с учета, выдаются номерные знаки для разовых поездок сроком на два месяца. Владельцы и лица, эксплуатирующие автомобиль на законных основаниях, их представители обязаны зарегистрировать (перерегистрировать) ТС в течение 10 суток после приобретения (получения), таможенного оформления, временного ввоза на территорию Украины или возникновения обстоятельств, являющихся основанием для внесения изменений в регистрационные документы. По истечении двух месяцев авто должно быть зарегистрировано и поставлено на учет, иначе вам грозит штраф. Срок госрегистрации продолжается лишь в случае предоставления документов, подтверждающих отсутствие возможности своевременного ее проведения (болезнь, командировка владельца ТС или другие уважительные причины).

Как поставить авто на учет?

В Украине постановка ТС на учет и снятие их с учета осуществляются в соответствии с Правилами государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок (далее – Правилами), утвержденными постановлением КМУ от 07.09.98 №1388 с изменениями и дополнениями.

Согласно Правилам, для регистрации автомобиля в ГАИ нужно иметь при себе документ, подтверждающий ваше право на авто (договор дарения, купли-продажи, справка-счет), паспорт и идентификационный код владельца, транзитные номера, техпаспорт и (в случае с автомобилем б/у) выписку о снятии ТС с учета. Собранный пакет документов подкрепляется заявлением установленного образца о постановке авто на учет. Заявление подается в МРЭО. Вслед за этим у эксперта-оценщика оформляется акт оценки. Оплатив в банке обязательные платежи, не забудьте, что эксперт должен сверить номерные агрегаты и составить об этом отдельный акт. Обменяв квитанции об оплате услуг на оформленные в установленном порядке акты, предъявите в окно регистрации все документы (акты, квитанции, правоустанавливающий документ, паспорт и идентификационный код, транзитные номера, техпаспорт, выписку о снятии авто с учета, если есть) и спите спокойно: с этого момента вы на учете.

Проще всего зарегистрировать автомобиль по месту жительства, указанному в паспорте, но если вы проживаете в одном месте, а зарегистрированы в другом, и хотите зарегистрировать авто по месту вашего фактического проживания, можно обратиться непосредственно к начальнику МРЭО ГАИ для разрешения регистрации по месту проживания. Однако если вы не планируете регистрироваться по новому месту проживания и документов, подтверждающих, что вы проживаете не по месту регистрации, у вас нет, он вправе вам отказать.

Как снять авто с учета

Если прежде, чем купить новый автомобиль, вам предстоит продать старый, пишите в ГАИ заявление о снятии его с учета. Для этого при себе необходимо иметь следующие документы: на автомобиль – техпаспорт и государственные номерные знаки. На владельца – оригинал паспорта и его копии, идентификационный код, оригинал нотариальной доверенности (если лицо, снимающее автомобиль с учета, не является владельцем). Если автомобиль был куплен в кредит, дополнительно предоставляются оригинал кредитного договора, оригинал справки банка о полном погашении кредита, оригинал договора залога и выписка нотариуса из Госреестра отягощения движимого имущества.

Собрав все эти документы, вы направляетесь в МРЭО, где подаете заявление о снятии ТС с учета. К заявлению прикрепляются копии техпаспорта, паспорта, идентификационного кода, доверенности. При подаче заявления автомобиль проверяют на наличие неоплаченных штрафов, которые придется оплатить, как и неоплаченный транспортный сбор. Сделать это можно в отделении банка на территории МРЭО. Здесь же нужно оплатить осмотр автомобиля экспертом-криминалистом и выдачу соответствующего акта. В результате акт осмотра криминалиста, квитанции об оплате обязательных платежей, штрафов, транспортного сбора, оригинал техпаспорта, доверенности и снятые госномера автомобиля попадают в то заветное окно регистрации, в котором изначально заполнялось заявление – круг замкнулся.

После снятия автомобиля с учета вы получаете обратно техпаспорт и транзитные номера. С учетом всех необходимых проверок по базам данных (угон, арест, контроль) такое снятие с учета обходится в $90–300 – в зависимости от расценок МРЭО города.

Nota bene: что такое справка-счет и можно ли продать ТС без снятия с учета

Справка-счет – документ установленного образца, подтверждающий приобретение ТС (выдается специализированными магазинами, по ней приобретаются новые автомобили и автомобили б/у, реализуемые через салоны подержанных автомобилей). Договор купли-продажи заверяется у нотариуса и имеет ту же юридическую силу, что и справка-счет. С точки зрения последствий для приобретателя, справка-счет, конечно, выгоднее, потому что любой договор может быть оспорен, признан недействительным или расторгнут. Со справкой-счетом так поступить нельзя. Однако договор, даже с учетом оплаты услуг нотариуса, обойдется дешевле оформления справки-счета, так как со вступлением в силу нового НК оформление справки предполагает обязательную экспертную оценку продаваемого ТС.

Налог на доходы физических лиц, полученные от продажи транспортных средств, составит 1% от оценочной стоимости транспортного средства при первой в году продаже ТС и 5% – при второй продаже в течение календарного года. Для оформления справки необходимы техпаспорт и учетная карточка, подтверждающие, что ТС снято с учета в МРЭО. Если техпаспорт ламинированный, при снятии с учета владелец получает его обратно разрезанным и с соответствующей отметкой ГАИ о снятии автомобиля с учета внутри паспорта. Если техпаспорт пластиковый, он возвращается с надрезанным уголком. Отдельно к нему прилагается учетная карточка – выписка на обычном листе бумаги. Кроме того, для оформления справки-счета нужны также транзитные номера и паспорт продавца. Если продавец автомобиля действует на основании нотариальной доверенности, нужен также ее оригинал, указывающий на право продавать автомобиль и представлять интересы собственника в органах ГАИ.

По данным экспертов, стоимость справки-счета на октябрь 2011 г. колеблется в пределах 1000 грн, стоимость оценки сертифицированного эксперта – в пределах 200 грн. Добавьте к этому 1–5% от предположительной стоимости авто на налог с физических лиц – и получите приблизительную цену вопроса. В то же время никто не запрещает вам заверить договор купли-продажи через нотариуса. Такая процедура обойдется в 120–200 грн. От налога с физических лиц это, правда, не освободит.

И еще один непростой вопрос: как продать авто без снятия с учета. Для этого у нотариуса оформляют так называемую генеральную доверенность, срок действия которой устанавливается в зависимости от оплаты: 3–5 лет – 250 грн, 10–15 лет – 300–500 грн. При этом право собственности к человеку, на которого оформляется доверенность (покупателю), не переходит. Владелец гендоверенности имеет право продать авто другому лицу, а вот следующий покупатель уже должен снимать автомобиль с учета. При покупке ТС по генеральной доверенности необходимо в МРЭО проверить автомобиль на угон и на подлинность номерных знаков кузова. Кроме того, нужно проверить личность и регистрацию собственника. Будьте бдительны: генеральную доверенность можно как выписать, так и аннулировать в одностороннем порядке. Поэтому, если продавец вам незнаком, лучше воздержаться от ухищрений и оформить сделку в соответствии с законом.

Теги: авторынок права доверенность
Источник: sug.kiev.ua Просмотров: 385