В 2011 г. власть начала или продолжила целый ряд реформ – от налоговой до административной. В этой связи продолжаются изменения и в законодательном поле. Так, с 1 января вступил в силу целый ряд законов, важных для конкретных сфер экономики, да и для страны в целом. И среди прочего – для финансово-регуляторной сферы.

Налоговые новации

Прежде всего, о важных нововведениях в Налоговом кодексе (НК). В частности, с 1 января нынешнего года начал действовать закон №4014 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности".

В числе новаций документа отметим установление ставки налога на прибыль в размере 21%. Также теперь нужно регистрировать налоговые накладные плательщикам НДС, у которых сумма налога в одной накладной превышает 10 тыс. грн.

Но самое главное, что отныне субъекты хозяйствования – плательщики единого налога, а также юрлица и физлица-предприниматели, работавшие на различных других фискальных основаниях, могут перейти на упрощенное налогообложение (согласно статье 291 НК). Финансовый менеджер Роман Варшавский объясняет, что теперь фирмы и физлица могут самостоятельно переходить на "упрощенку" (если соответствуют требованиям НК к упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, и регистрируются плательщиками единого налога).

Все желающие могли подать соответствующие заявки вплоть до 25 января с.г. И вот результат: "По состоянию на утро 25.01.2012 уже 85% "упрощенцев" были перерегистрированы (на единый налог. – Авт.)", – сообщил нам глава Государственной налоговой службы Александр Клименко. Добавив, что существенных проблем при этом не возникло, в т.ч. и громадных очередей.

Кроме того, теперь "единщики" разбиты на группы по размеру ежегодного дохода (до 150 тыс. грн, до 1 млн грн, до 3 млн грн и до 5 млн грн), по числу работников, по виду деятельности. Для каждой из групп введены ограничения по базовому параметру классификации (например, по годовому доходу), различные ставки и условия взимания единого налога.

Финансовый вопрос

Еще один важный закон, заработавший с 1 января, – №3462 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регулирования рынков финансовых услуг". По словам экспертов, документ призван улучшить регулирование рынка финуслуг и расширить соответствующую терминологию. Глава "финансово-банковского" комитета Верховной Рады Виталий Хомутынник отмечает: отныне финучреждение перед заключением договора с клиентом должно предоставить данные о предлагаемой услуге с указанием цены и условий предоставления.

Кроме того, учреждению нужно указывать информацию о своих дополнительных финуслугах и их стоимости, о порядке уплаты налогов за счет физлица вследствие получения услуги, о правовых последствиях и порядке проведения расчетов с человеком в результате досрочного прекращения услуги, о механизме защиты прав потребителей и др. Установлены и требования к раскрытию информации участниками рынка, введено понятие пруденциального надзора (это регулярная оценка контрольными органами финансового состояния того или иного финоператора, соблюдения им требования и нормативов). Наконец, ужесточены штрафные санкции.

Предусмотрено также, что юр- или физлицо, которое хочет приобрести "существенное участие" в финучреждении или нарастить таковое до 10%, 25%, 50% или 75% уставного капитала или права голоса приобретенных акций (долей), обязано получить для этого письменное согласие госорганов.

По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, эта норма – своего рода шаг в Европу, где уже давно есть подобная практика. "Все это необходимо, так как должны быть особые условия получения контроля над банками и другими финучреждениями, – комментирует аналитик. – Новация повысит привлекательность финкомпаний для иностранных инвесторов, поскольку новые условия и стандарты ближе к западным".

А что с облигациями?

С началом года вступил в силу и закон №3461 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно облигаций". Документ направлен на устранение законодательных недочетов в области эмиссии и оборота целевых облигаций. Внесено и несколько общих правок в нормативную базу по облигациям.

Так, введено ограничение на форму выпуска облигаций. Они будут выпускаться исключительно в бездокументарной форме. Притом бумаги, эмитированные в документарной форме (решение о чем принято до 01.01.2012), останутся в обороте до окончания его действия.

"Одно из изменений, внесенных законом, – четкое определение форм погашения отдельных видов облигаций. Процентные и дисконтные облигации будут погашаться исключительно деньгами, а целевые – путем передачи товаров и/или предоставления услуг, а также уплаты средств собственнику облигаций (в определенных проспектом эмиссии случаях)", – объясняет финансовый аналитик НРА "Рюрик" Константин Николаенко.

Также определено требование к эмитентам целевых облигаций предприятий. "Выпуск таких бумаг может осуществлять юрлицо, которое вправе выполнять функции заказчика строительства объекта, – говорит специалист. – Это может быть и юрлицо, заключившее договор участия в строительстве жилья с органами исполнительной власти, местного самоуправления при условии права собственности, аренды или постоянного пользования земельным участком, на котором появится новый объект. Такое юрлицо должно обеспечить выполнение обязательств по целевым облигациям".

Иными словами, новый закон усиливает защиту прав инвесторов. "Но при текущей ситуации в строительстве и довольно узком использовании целевых облигаций при его финансировании мы не ждем существенного влияния данного документа на рынок облигаций", – акцентировал Николаенко.

Как можно заметить, все три закона одновременно несут в себе два момента: с одной стороны, упрощают работу бизнеса, с другой – повышают его ответственность. Как сказал в конце 2011 г. Александр Клименко, "упрощение налоговой системы и госрегулирования в других финансово-экономических сферах не означает вседозволенности. Мы усиливаем взаимную ответственность и доверие: правила становятся проще, но и отвечать за нарушение надо строже".

Что ж, логично. Почти все годы независимости у нас принято ругать налоговых и финансовых регуляторов за все подряд. Но и бизнес не идеален, поскольку старается использовать малейшие лазейки в законодательстве для минимизации налогов и других выплат. А проводя любую реформу, недопустимо, когда одна сторона (скажем, госорганы) пытается что-то улучшить, а другая (тот же бизнес) снисходительно наблюдает, продолжая "серые дела". Реальные результаты возможны только совместными усилиями.

Теги: бизнес украина упрощенка законы разрешительная система
Источник: Форум Просмотров: 3389