18 января 2012 года в газете "Голос Украины" опубликован Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом".

Новый взгляд на старую проблему

В который раз законодатель настолько радикально подошел к теме банкротства, что не стал вносить точечные изменения в действующий Закон Украины "О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом", а изложил его в новой редакции, которая вступит в силу через год, с момента опубликования (то есть с 18.01.2013 год). Стало быть, имеем целый год для изучения нововведений данного закона. В чем же они заключаются.

Как указывалось в пояснительной записке к законопроекту, который впоследствии и стал рассматриваемым нами Законом, последний разработан и принят с целью совершенствования процедур банкротства, уменьшения длительности процедур, улучшения показателей по индексу взыскания, сокращения расходов на производство по делам о банкротстве.

Законом предусматриваются следующие изменения в регулировании процедур восстановления платежеспособности и банкротства.

Читайте также: Cпасти сбережения из банка стало труднее

Санация до суда

Новой редакцией Закона предусмотрена процедура санации должника до возбуждения дела о банкротстве. Эти меры направлены на предупреждение банкротства должника, применение внесудебных процедур и досудебной санации должника. Законом расширены возможности для ранней диагностики угрозы наступления неплатежеспособности должника, эффективного применения мер по предупреждению банкротства должника, а также мероприятий по проведению внесудебных мер восстановления платежеспособности должника. Определен общий порядок проведения процедуры досудебной санации. Согласие между должником и кредитором относительно проведения санации должника может быть достигнуто до возникновения задолженности. При этом, одобренный кредитором план санации должника должен быть утвержден хозяйственным судом.

Срок действия процедуры санации должника до возбуждения производства в деле о банкротстве не может превышать 12 месяцев со дня утверждения плана санации судом.

Читайте также: Гарантирование вкладов: какую сумму вернут?

Новое о моратории

Законодатель перенес момент введения моратория в деле о банкротстве с момента поступления в хозяйственный суд заявления о возбуждении производства по делу на момент проведения подготовительного заседания. Такое "смещение" может предотвратить причинение вреда лицу, в отношении которого подано заявление о возбуждении производства по делу о банкротстве, когда указанные в заявлении обстоятельства проверкой не подтвердились, а также кредиторам, которые пострадают от безосновательно введенного моратория.
Уведомление для кредиторов

Совершенствование процедуры выявления кредиторов. Согласно действующим нормам статей 11, 14, 40, 53 Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" (далее - Закон) установлено требование относительно размещения объявления о возбуждении производства по делу о банкротстве в печатных СМИ. Это приводит к затягиванию производства по делу о банкротстве, позволяет должнику уклоняться от выполнения обязательств перед кредиторами, пользуясь мораторием на удовлетворение их требований, увеличивает стоимость процедур. С целью устранения указанных проблем предлагается возложить на суд обязанность самостоятельно обнародовать информацию о возбуждении дела о банкротстве на официальном веб-портале Высшего хозяйственного суда Украины (официальное обнародование). Поскольку целью обнародования информации о возбуждении производства по делу о банкротстве является информирование об этом как можно большего круга лиц, в том числе иностранных инвесторов, достижение цели представляется возможным путем обнародования такой информации с применением современных технологий, а именно: через Интернет.


"Проспавший" кредитор – все равно кредитор

Законом отменен дискриминационный порядок, по которому конкурсные кредиторы, которые пропустили установленный для обращения с требованиями срок, теряют право на получение долга. Взамен таким кредиторам предоставлена возможность обращения с имущественными требованиями в пределах всей процедуры банкротства. Такие кредиторы не будут являться конкурсными, а их требования могут быть удовлетворены в последнюю (шестую) очередь. А уже по окончании процедуры банкротства все требования считаются погашенными. Все претензии к должнику рассматриваются в одном суде

Установление порядка удовлетворения требований текущих кредиторов в рамках производства по делу о банкротстве. В связи с тем, что реализация предложенных в законопроекте изменений сделает невозможным получение удовлетворения любых имущественных требований кредитора в рамках производства по делу о банкротстве должника, новая редакция Закона предусматривает требование установить порядок удовлетворения требований текущих кредиторов в рамках указанного производства. Таким образом, рассмотрение всех имущественных споров в процедуре банкротства с участием должника рассматривается судом, в производстве которого находится дело о банкротстве такого должника.

Распоряжение имуществом и санация должника

Существующая практика свидетельствует о произвольном толковании судами норм, связанных с распоряжением имуществом должника. Необоснованное продление сроков распоряжения имуществом должника неограниченное количество раз, а затем процедура распоряжения имуществом должника может длиться в течение нескольких лет. Закон четко определяет срок на проведение процедуры распоряжения имуществом должника в 100 календарных дней. Переход же из процедуры распоряжения имуществом в санацию будет возможен только при наличии плана санации должника. В случае отсутствия плана санации вводится процедура ликвидации банкрота. Законом также предусмотрено введение механизма согласования плана санации и мирового соглашения кредиторами, чьи требования обеспечены (залогом или иными средствами обеспечения выполнения договорных обязательств) – обеспеченными кредиторами. Соответствующий этому механизму план санации (мировое соглашение) в течение семи дней со дня принятия комитетом кредиторов решения об одобрении одного из них согласовывается обеспеченными кредиторами. Для утверждения плана санации (мирового соглашения) требуется согласие всех обеспеченных кредиторов.
Законом определено, что срок процедуры санации не может превышать срок, предусмотренный планом санации. Изначально хозяйственный суд по ходатайству комитета кредиторов выносит определение о введении процедуры санации сроком на шесть месяцев. Этот срок может быть продлен хозяйственным судом не более чем на двенадцать месяцев по просьбе руководителя санации или комитета кредиторов. В случае же невыполнения плана санации вводится процедура ликвидации
Применение института замещения активов позволит сохранить функционирующие предприятия, спасая их от уничтожения путем продажи его имущества долями, обеспечить продажу "работающего бизнеса". При замещении активов имущество должника передается созданному должником хозяйственному обществу, а акции (доли) в уставном капитале такого общества включаются в состав имущества должника. Так, при продаже имущества должника, соответственно, продаются не разрозненные имущественные активы, а соответствующие корпоративные права.

Увеличение уставного фонда

Предоставляет возможность акционерам неплатежеспособного общества или другим лицам увеличить размер уставного фонда, рассчитаться денежными средствами, которые получены от допэмиссии акций с долгами общества, сохранить существующий бизнес.

Читайте также: Забираем долги у предприятия-банкрота

Ликвидация должника. Новые аспекты

Установлен максимальный срок процедуры ликвидации в 12 месяцев, который может быть продлен один раз на срок до 6 месяцев. Продажа имущества должника проводится через аукцион, кроме случаев продажи имущества, подлежащего продаже на закрытых торгах, и продажи ликвидатором непосредственной продажи имущества, стоимость которого недостаточна для проведения аукциона, активов, не проданных с аукциона и пр. случаев, предусмотренных Законом.

Законом подробно описывается процедура проведения аукциона при реализации активов должника, предусмотрена возможность электронных торгов (через веб-сайты), а также требования к такой процедуре и ее особенности.

Арбитражный управляющий

Законом предусмотрено урегулировать вопрос определения статуса арбитражного управляющего, повышения контроля за деятельностью арбитражных управляющих, а следовательно повышение уровня квалификации и качества услуг. Предлагается отменить лицензирование арбитражных управляющих, однако ввести допуск к профессии арбитражного управляющего через систему независимого автоматизированного тестирования, что обеспечит допуск к профессии подготовленных на должном уровне специалистов; исключит возможность злоупотреблений со стороны лиц, осуществляющих допуск к профессии. Кроме того, арбитражные управляющие обязаны раз в два года повышать свою квалификацию. Новой редакцией Закона введено страхование профессиональной ответственности арбитражных управляющих и образование специального компенсационного фонда (осуществляется за счет арбитражных управляющих). А беспристрастность арбитражных управляющий будет гарантирована автоматизированным распределением дел между арбитражными управляющими специальной программой (видимо, на примере автоматизированной системы распределения дел в судах).

В данном материале приведены лишь основные новеллы Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом", для более детального его изучения у нас впереди целый год, а далее – практика его применения покажет, насколько внесенные изменения оказались эффективными

Теги: бизнес закон банкротство
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3977