Существуют некоторые категории товаров, которые могли бы существенно повлиять на рост оборотов ритейлеров, однако, по различным причинам, включить их в ассортимент напрямую не предоставляется возможным. Характер барьеров разный: где-то политика, где-то особенности наших покупателей, где-то отсутствие нормальных поставщиков. Так или иначе, это сдерживает развитие сетей, а также ограничивает возможности покупателя приобрести все в одном месте и, порой, на более выгодных условиях. Теоретически, все барьеры можно обойти, но далеко не всегда это имеет смысл. Итак, что мы хотим, но не можем предложить покупателю:

* Аптечный ассортимент. Торговля в продуктовых сетях безрецептурными препаратами могла бы увеличить оборот на 7–12%. Поэтому это крайне желанная категория, хоть и не отличающаяся высокой доходностью (в том числе из-за фиксированных наценок). Во многих зарубежных странах – это обычная практика. Предложения к ним приобщиться периодически звучат и у нас: разрешение продавать лекарства не только в аптеках помогло бы сдержать на них цены, а также сделать препараты более доступными в регионах с низкой плотностью населения, где открывать только аптеку нерентабельно. Однако пока власти предпочитают действовать в интересах аптечных сетей.

* Интерактивные услуги. Кажется, что проще: поставить в торговом зале терминалы, предоставляющие различные услуги от приема платежей до продажи билетов? Но как только вы начнете тянуть кабель, ждите различных инфраструктурных сложностей, так как увязать его в общую систему будет сложно. Кроме того, мы – косная нация, которая плохо воспринимает новомодные технологии. Есть фраза в одной песне "Чтобы с этих пор по-новому оставалось все по-старому", – это наш девиз. Так, еще в 2002 году мы пытались ставить электронные ценники. Отличная вещь, позволяющая оперативно обновлять цены, избегая скандалов на кассе. Но у нас "уходило" до 15% ценников в месяц: их просто утаскивали. До сих пор не могу понять, зачем, ведь они работали на радиочастотах и за пределами магазина вырубались. И после 4 месяцев экспериментов мы на это плюнули, поняв: главное, чтобы ценник был крепко прикручен. "Ашан" в "Радуге" как-то тоже решил внедрить последние технологии и поставил "бесчеловечные" кассы. В результате пришлось к каждой прикрепить сотрудника, который объяснял, как ею пользоваться. Бред.

* Автомобили. Торговать в гипермаркетах автомобилями – это совершенно нормально. Но на этом рынке действуют свои законы, диктуемые производителями и их мифическими стандартами. К нашим дилерам предъявляются гораздо более высокие требования, чем за пределами России. Поэтому мы на этот рынок вклиниться пока не можем.

* Нижнее белье. Категория отличается бешеной маржой – до 60%. Однако для нее действуют многие ограничения, преодолеть которые не в наших силах: запрет возврата, санитарные требования и некоторые другие.

* Свежие овощи и фрукты хорошего качества. В России физически отсутствуют нормальные поставщики овощей и фруктов. Ассортимент повсюду никакой, все: и "Азбука вкуса", и "Пятерочка" – торгуют одним и тем же, разве что в первой продукция может более тщательно перебираться. Кто виноват? Это глобальная проблема российского сельского хозяйства. Кроме того, у нас не умеют хранить овощи и фрукты. Вообще. А раз не можем сохранить – нет своего. Нет своего – покупаем зарубежное, и там уже возникают сложности с логистикой. Поставщик везет ограниченное число наименований, исключительно большими партиями и только то, что максимально долго сохраняет свежесть. Может, он и рад привести коробочку-другую качественного продукта. Но мороки с этим будет слишком много, а ему тоже о рентабельности думать надо. По нашим расчетам, если бы мы могли иметь нормальный ассортимент овощей и фруктов хорошего качества, это бы увеличило общий оборот на 15%.

Теги: бизнес торговля возможности
Источник: Слон Просмотров: 1731