Шведы показали всему миру, как на собственном уважении к природе можно сделать бизнес более эффективным и более прибыльным, став третьей в мире конкурентоспособной экономикой.

9 миллионов человек являются примером для всего мира: учат демократии, бережному отношению к тому, откуда ты пришел, учат равноправию и уважению. Шведы показали всему миру, как на собственном уважении к природе можно сделать бизнес более эффективным и более прибыльным, став третьей в мире конкурентоспособной экономикой (GCI 2011-2012).

Об увиденном в этой стране рассказывает Клавдия Шевелюк, стипендиат Шведского института, программа менеджмента, член UAPR, pr-директор ЮРЛИГА:

В Швеции мне довелось побывать, наверное, в 6-й раз. И в каждый приезд открываю для себя эту страну и людей с другой стороны. Это уникальная страна равных возможностей. А окружающая среда занимает особое место в сердцах шведов.

Незашторенные окна

На одной из центральных улиц Стокгольма сидит маленькая бронзовая девочка и читает:

Я чужак в этой стране,

Но эта страна не чужак во мне!

Я не дома в этой стране,

Но эта стана ведёт себя как дома во мне!

Шведы знают, что благодаря своей открытой политике для иммигрантов, их собственная нация стала мультинациональной. Едва ли не каждый пятый житель страны имеет нешведские корни. Но они никого не прогоняют — наоборот, помогают: учи язык, становись одним из нас. Образование для всех бесплатное, питание в школах бесплатное, чем больше детей — тем больше налоговых льгот. А налоги у них высокие — от 25% подоходный налог и выше. И никто не жалуется, ведь у всех все одинаково. Самого короля наравне с другими штрафуют за превышение скорости.

Если ты впервые в этой стране и ничего о ней не знаешь — будь уверен в том, что шведы тебя не оставят равнодушным к своим традициям и обычаям. Более сильной духом нации, более эмансипированной и прогрессивной страны не сыскать во всей Европе.

То, что Швеция — уникальная страна равных возможностей, читается во всем и является основной ценностью ее жителей. Даже в, казалось бы, мелочах. Например, любой человек из любой страны мира, как и все шведы, может подать заявку на проведение церемонии бракосочетания в городской ратуше Стокгольма.

Примечательно, что в любое время года в окнах шведов часто можно увидеть орхидею в горшке, а всегда не зашторенные окна — демонстрация так называемого шведского социализма: все как у всех, смотрите, мы ничего не скрываем.

Любовь к природе — на уровне подсознания

Еще одна ценность этого народа — их близость к природе. Шведы природу не просто уважают, они в нее инвестируют.

Шведы верят, что если им удалось наладить единую в стране систему по сортировке мусора, по экономии энергии, очистке воды и вторичному использованию отходов, и вся нация интегрировала это на уровне подсознания — значит, им все по плечу. Люди в этой стране делают не только бизнес "в стиле фанк", скорее, они из всего пытаются выжать максимум, при этом делая это весело, заражая окружающих оптимизмом и энергией (альтернативной, конечно же, J). Много лет подряд Швеция является одним из лидеров по индексу экологических достижений EPI (2011 год — 9-е место, Украина — 102-е, в 2012-м — 4-е место, Украина — 87-е), свежие данные данного рейтинга на днях были представлены в ходе всемирного экономического форума в Давосе (http://epi.yale.edu/epi2012/rankings).

Шведы показали всему миру, как на собственном уважении к природе можно сделать бизнес более эффективным и более прибыльным. Например, шведская сеть ресторанов быстрого питания "Макс" (http://www.max.se/en/) утерла нос самому гиганту "МкДональдсу". Шведские рестораторы продемонстрировали всему международному сообществу, как на ровном месте, фокусируясь на ценностях своих потребителей, можно повысить рентабельность бизнеса, делая устойчивым не только свой бизнес, а все окружение и общество в целом. С помощью тонкого мастерства под названием "зеленые коммуникации" они добились успеха и международного признания, став "best practice" (передовой практикой) для многих компаний.

Начиная с 2003 года "Макс" утроил свою сеть, в четыре раза увеличил свои обороты, и в пять раз увеличил прибыль. В 2008 и 2009 годы компания получила несколько премий по устойчивому развитию: Green Awards, London; 8 лет подряд компания получает премию "Самые удовлетворенные покупатели Швеции" (Ассоциации шведских ТМ).

Как они это сделали? Работая с ценностными критериями своих потребителей, владельцы сети разработали видение своего бизнеса: "устойчивый "Макс" является частью устойчивого сообщества", а "Макс" и сообщество, в свою очередь, сосуществуют в устойчивой среде. Основные 6 факторов, на которых сфокусировался "Макс" при разработке своей стратегии устойчивого развития: все использованное масло конвертировать в биодизель, использовать в приготовлении рыбу исключительно сертифицированную по MSC (эко-маркировка); транспорт только с низким выбросом CO2; использовать только LED-освещение; все электроприборы должны подвергаться вторичной переработке; отказ от ГМО.

В "Макс" первые проанализировали влияние пищевой индустрии на изменение климата (выбросы CO2) на примере цепочки от производителя (фермера) до конечного потребителя (посетителя ресторана). Они первыми категоризировали меню так, что теперь посетители могут выбрать климат-ориентированное меню. Одной из компенсационных инициатив стало внедрение проекта по возобновлению лесонасаждений в Африке.

Стокгольм - европейская экологическая столица

За усилия по улучшению качества жизни в городе в 2010 году Европейская Комиссия назвала Стокгольм первой Европейской экологической столицей (European Green Capital). Такая работа охватывает очистку воды, снижение зашумленности, комплексное управление отходами, введение налога на дорожные пробки и расширение зон отдыха. Так, с 2006 года муниципалитет Стокгольма приобщил жителей и гостей города к пользованию общественным транспортом, начав взимать плату за въезд и выезд из города.

Чтобы понять, как все это работает в комплексе, стоит побывать в районе Хаммарбю Шестад (Hammarby Sjöstad). Там, где еще в начале 90-х находилась промзона, сегодня красуется один из самых престижных и дорогих районов шведской столицы.

Все отходы там сортируются минимум в четыре независимые системы и перерабатываются, соответственно, в отопление, биогаз, воду для обогрева помещений и для искусственных водоемов, которая в свою очередь вырабатывает электроэнергию. В 2004 году Швеция хотела принимать у себя Олимпиаду, и изначально район задумывался как олимпийская деревня.

Примечательно, что на отходах, с верой о своем личном вкладе в охрану окружающей среды, шведы научились делать доходы, превознеся это в национальную идею.

Культурологическая карта мира

С 1981 года шведы и другие европейские специалисты ведут постоянные исследования в области ценностей и культурологических изменений в обществе — The World Values Survey. Одним из результатов таких исследований является так называемая Культурологическая карта мира (Inglehart-Welzel Cultural Map of the World), согласно которой Швеция является наиболее само-экспрессивной нацией. Украина как страна пост-коммунистическая ориентируется больше на сакрально-рациональные ценности. Нам важна наша религия, так было и так будет, потому что наши мамы, бабушки верили… Шведы мыслят критически: они приходят к богу, если видят в этом смысл и логику. А главное — все, что они делают, они делают искренне и открыто.

Удивительно, но шведы инициировали продвижение бренда своей страны не так уж давно.

В 2001 году был запущен сайт www.sweden.se, а в 2005-м Совет по продвижению бренда страны (NSU — Counsil for the promotion of Sweden) объединил различные общественные группы и создал платформу для обсуждений.

Лишь после того как был найден общий для всех знаменатель, шведы начали коммуницировать целевым аудиториям следующий посыл: "Маленькая страна — сильный бренд". Сильный — потому что сфокусирован на прогрессе, который уважает окружающую среду и условия, в которых живут люди, как основу развития. В шведской прогрессивности заложено всего 4 основных фактора: открытость, забота, инновационность и подлинность.

Для продвижения бренда страны шведы используют, как и во многом другом, инновационные методы и каналы коммуникаций. Так, c 2011-го твиттер-аккаунт @Sweden был передан общественному проекту "Кураторы Швеции" (Шведский Институт и VisitSweden), где каждый гражданин может в течение одной недели управлять репутацией своей страны посредством данного канала. За два дня с момента старта акции количество читателей возросло на 50%. Инновационно и открыто с равными возможностями для всех.

Нас 45 миллионов. А что знает об украинских ценностях мир? И что знаем о них мы сами? Сегодня у нашей страны есть неограниченные возможности взять то лучшее, чем шведы бескорыстно делятся с нами, и создать свой уникальный бренд Украины.

Теги: швеция свой бизнес
Источник: Дело Просмотров: 4144