Самой пожилой посетительнице одного из украинских веревочных парков — 92 года. Уподобиться Тарзану, правда, решила не наша соотечественница, а уроженка Австрии. Громко выкрикивая на немецком "закрепите на мне страховочную систему", дама перебиралась с ветки на ветку, вызывая изумленные взгляды у местных инструкторов.

"В этом нет ничего удивительного. В Европе веревочные парки — достаточно популярный вид отдыха. Только в одной Швейцарии работает 46 подобных парков. В пригороде Кракова их 16", — рассказывает Евгений Акастелов, генеральный директор компании Alpin Park. Тогда как на всю Украину таких площадок — всего 15, из которых шесть находятся в Киеве и области. Однако организаторы таких разв­лечений убеждены: в Украине их может быть в десять раз больше.

Веревочные парки — один из самых "молодых" видов досуга в Украине. Первая такая площадка появилась два года назад в ТРЦ "Блокбастер" (г. Бровары Киевская область). "Задача у собственников "Блокбастера" была проста: предложить посетителям развлечения, которых в Украине на тот момент не было. Крытый веревочный парк вписался в этот концепт", — вспоминает Владислав Резников, управляющий делами компании SkyQuest. Но по ходу работы выяснилась любопытная деталь: контингент посетителей украинского парка отличался от зарубежного. Если на Западе взрослых любителей полазать по деревьям ничуть не меньше, чем детей, то в Украине, как оказалось, молодое поколение этому виду досуга благоволит куда больше, чем их "предки".

"Изначально парк был рассчитан как на детей, так и на взрослых. Но спустя некоторое время стало понятно, что 70% его посетителей — это малышня. Поэтому городок был перестроен с учетом этого фактора", — говорит Владислав Резников.

Аналогичная картина и у других участников рынка. "40% "альпинистов" — дети и подростки, 40% — студенты, а оставшиеся 20% — люди среднего возраста и старше", — говорит Николай Поплавко, учредитель проекта Sky Park, разместившегося на территории спорткомплекса "АТЭК" (г. Киев).

Тем не менее участники рынка прогнозируют, что со временем структура посетителей аттракциона в Украине изменится и станет схожей с зарубежной. И потому, полагает Евгений Акастелов, делать ставку на одну лишь детскую линию стратегически неверно — ее можно использовать в качестве элемента промокампании, но при этом позиционировать веревочные городки как вариант активного семейного отдыха. А значит, обустроить парк линиями для взрослых.

И кто тут контролер?

Для создания примитивного веревочного парка, с одним-двумя уровнями сложности, понадобится около 70 тыс. грн. (300-500 кв. м). Его аналог в закрытом помещении обойдется на 20-30% дороже. Создание же парка по аналогии с западными потребует куда больших вложений — 300-400 тыс. грн. и участок площадью 1 га. В Украине уже работают несколько таких парков.

Для обслуживания аттракциона придется нанять двух-трех профессиональных инструкторов (зарплата — 2 тыс. грн. в месяц) и одного менеджера, контролирующего работу парка (4 тыс. грн.). Если парк находится на неохраняемой территории, стоит заключить договор на обслуживание с охранной фирмой (7-8 тыс. грн. ежемесячно).

Существенная статья затрат — промоутирование аттракциона. Собеседники "ВД" предостерегают новичков: стоимость рекламной кампании может в несколько раз превосходить затраты на постройку самого аттракциона. Мощная рекламная поддержка может обойтись и в 800 тыс. грн.

Хотя профессиональный инструктаж и жесткий контроль по недопущению на аттракцион посетителей "навеселе" снижают риск получения травмы, тем не менее участники рынка советуют все же заручиться поддержкой страховщиков на случай возникновения непредвиденных ситуаций. Так, сумма за страхование от несчастного случая включается в стоимость каждого билета и составляет в среднем 3-4 грн.

Безопасность аттракциона также во многом зависит от качества используемого оборудования и снаряжения. За чем, по идее, должен следить Госгорпромнадзор. Но загвоздка в том, что в Украине нет законодательных норм, которые регулировали бы работу "подвесных городков", что подтвердили и в Госком­промнадзоре. "На сегодняшний день вопрос эксплуатации веревочных парков действующим законодательством не урегулирован", — прокомментировал ситуацию Адриан Галач, пресс-секретарь Госкомпромнадзора. — После предоставления предпринимателем, который решил запустить веревочный парк, вывода государственной экспертизы относительно соответствия аттракциона требованиям эксплуатационной документации комитет сможет выдать разъяснение относительно ввода его в эксплуатацию".

В свою очередь экспертизу проводят экспертно-технические центры Госкомпромнадзора.

Однако предприниматели говорят, что на деле взаимодействие с чиновниками приобретает весьма специфические формы. "Представители из Госкомпромнадзора говорят, что с ними нужно что-то согласовывать, но сами не знают, что. Они даже не владеют специальной терминологией, связанной с обустройством веревочных парков. Для того чтобы как-то решить эту правовую коллизию, мы даже написали в комитет письмо. Но оно находится там без ответа еще с прошлого года", — объясняет ситуацию Евгений Акастелов.

Все — в парк

Веревочные городки — сезонный бизнес. Аттракцион функционирует с мая по октябрь. Но при всем этом вложенные в него средства могут довольно быстро окупиться. В крупных городах — за два сезона, а в курортных зонах отдыха — так вообще за один.

Пропускная способность парка может достигать и 50 человек в час. Однако украинские аттракционы ежедневно посещают в выходные в среднем 100 человек и 30-40 — по будням. Стоимость билета варьируется — от 35-70 грн. по будням до 50-100 грн. в уикенд. "У нас как-то за день прошли две-три сотни человек. Но это далеко не предел", — говорит Дмитрий Мирошниченко, представитель парка приключений Seiklar.

До конца 2010-го в Украине откроются пять-семь новых веревочных городков. Но до заполнения рынка еще далеко. Евгений Акастелов полагает, что в Украине способны "прижиться" еще около 150-200 таких парков, из них около 20 — только в Крыму (на данный момент их всего два).

"Для туристических комплексов, специализирующихся на зимних видах отдыха, извечный вопрос — как пережить межсезонье. Я уверен, что создание веревочного парка — логичный ответ. Причем стоимость горнолыжного оборудования исчисляется миллионами долларов, а "веревок" — десятками тысяч", — объясняет свою позицию собеседник.

Впрочем, Евгения Розбицкая, PR-менеджер компании SkyQuest, рекомендует взвесить все за и против, перед тем как использовать данный аттракцион в качестве дополнительной опции. "Веревочный парк в любом ТРЦ — это однозначно якорь, выполняющий функции привлечения клиентов и удержания их в стенах комплекса. Однако он проигрывает тем же кинотеатрам. Так как последние могут регулярно обновлять репертуар, а соответственно — посетитель идет каждый раз на новый фильм. А вот веревочный парк может после трех-пяти посещений приесться", — полагает эксперт.

Тем не менее для загородных комплексов наличие такого аттракциона в линейке развлечений — дополнительная возможность удержать клиента. Но при условии, что эти заведения сами по себе пользуются популярностью. Яркий тому пример — отельно-развлекательный комплекс "Вежа Ведмежа" (Львовская область). Хотя он и расположен в 140 км от Львова, дефицита в посетителях там не испытывают. Так, в один из уикендов собственники комплекса насчитали порядка 200 иногородних, специально приехавших посетить тамошний веревочный городок.

Использует веревочный парк как дополнительную опцию и клуб "Гасай!", расположенный в Киевской области. "Изначально у нас были только квадроциклы, но когда увидели веревочный парк, поняли, что такой должен быть и у нас. Причем мы считаем, что он выполняет свою функцию привлечения внимания", — говорит Диана Дерипаскина, директор клуба "Гасай!".

Впрочем, Владислав Резников уверен, что со временем Украина последует за Европой, где веревочные парки располагаются в национальных парках. Там же туристам предлагают покататься на велосипедах, сплавиться на рафтах и т. д. В общем, создают массу предпосылок для посещения и дают возможность активно провести время всей семьей.

Теги: свой бизнес веревочный парк
Источник: власть денег Просмотров: 7313