Бизнес-инкубаторы стали неотъемлемой частью экономик развитых стран, позволяя предпринимателю или команде запустить проект, найти инвесторов и перейти к следующему раунду финансирования. И не проблема, если проект пока находится в стадии идеи, а команда — не матерые коммерсанты, а вчерашние студенты или менеджеры. С недавних пор услуги инкубаторов доступны и украинским предпринимателям.

Средства для запуска

Формат сотрудничества будущих бизнесменов с инкубаторами различный: одни инкубаторы оказывают консалтинговые услуги и помогают презентовать проект инвестору, другие — обеспечивают будущих предпринимателей офисом, финансами и технической базой. "Классический инкубатор предоставляет компании инфраструктуру, офис, организовывает образовательные мероприятия. В некоторых случаях также предлагаются небольшие инвестиции, — отмечает Артем Яремчук, CEO стартапа KitApps (позволяет самостоятельно создавать мобильные приложения без знания кода). — Некоторые предоставляют исключительно консалтинг. В ходе семинаров и консультаций помогают команде подготовиться к выступлению перед инвестором, а иногда и сами принимают участие в таких встречах".

Еще один тип инкубаторов называется акселераторами. Они работают с прошедшим конкурс проектом индивидуально, привлекая финансовые ресурсы и опытных экспертов-менторов. Главная задача акселераторов, по словам г-на Яремчука, заключается в том, чтобы совместно со стартаперами за ограниченный период создать инвестиционно-привлекательный продукт на уровне рабочей версии или прототипа. Нередко такие проекты впоследствии получают венчурное финансирование от фондов, работающих напрямую с данным акселератором.

В Украине представлено нес­колько бизнес-инкубаторов. Комплексные консалтинговые услуги предпринимателям предоставляет GrowthUP, созданный на базе консалтинговой компании BayView Innovations. "Большинство украинских инкубаторов нацелено на решение проблемы финансирования и размещения, — акцентирует внимание Денис Довгополый, основатель GrowthUP. — Мы пошли другим путем, стараясь рассказать, как работает бизнес, помочь в создании стратегии, подготовке документов для инвесторов, рассылке резюме проекта аккредитованным инвесторам, обеспечении доступа к экспертам и потенциальным партнерам".

Бизнес-инкубатор EastLabs (проект инвестиционной группы EastOne Виктора Пинчука) предлагает старт­апам акселерационную программу. "Мы предоставляем предпринимателям "посевное" финансирование, помогаем сфокусировать деятельность на главном, привлечь опытных менторов и дать знания рынка, обеспечить связи с инвесторами, которые очень трудно получить самостоятельно", — рассказывает Ольга Белькова, управляющий партнер бизнес-инкубатора EastLabs.

Вопрос моральной поддержки в этот период тоже играет не последнюю роль — отечественным айтишникам непросто покинуть насиженные места и отправиться в свободное плаванье. "Одна из проблем среднестатистического отечественного ИТ-специалиста заключается в неуверенности в собственных силах, отсутствии решимости начать свой бизнес, — сетует г-жа Белькова. — Украинская экосистема бизнеса значительно отличается от системы развитых стран, где существует много центров поддержки предпринимателей, инкубаторов, акселераторов и венчурных фондов. Поэтому за рубежом наемным специалистам гораздо легче решиться бросить стабильную работу".

Точки входа

Инкубаторы, сосредоточившиеся на консалтинге, как правило, не выдвигают строгих правил отбора проектов. Их клиентом может стать каждый предприниматель или команда с идеей, а также с желанием ее воплощать. К примеру, GrowthUP принимает в работу любые стартапы с четким предложением решения конкретной проблемы и пониманием, чем оно лучше аналогов. Конечно же, откровенно провальные прообразы бизнеса руководство инкубатора едва ли будет предлагать инвесторам. "Я слышал о регулярных попытках "убить Фейсбук" или изобрести еще какой-то велосипед, — делится опытом Артем Сухорослов, основатель стартапа ActiveGift (сервис планирования подарков). — Инкубатор иногда выступает в роли фильтра, не пропускающего такие предложения к инвесторам. Многие инвестфонды, в том числе и по этой причине, активно сотрудничают с инкубаторами".

Взаимоотношения стартапера с инкубатором могут строиться как на платной, так и на бесплатной основе. В первом случае за фиксированную плату предприниматель получает доступ к обучающей программе, семинарам и коучинговым сессиям. Бесплатное участие возможно в том случае, если деятельность инкубатора или конкретную программу финансируют потенциальные инвесторы, которые затем выбирают среди участников проекты для совместного развития.

Обычно инкубатор становится своего рода "профессиональной тусовкой", в которой начинающий коммерсант может найти нужного специалиста или команду, как это вышло с ActiveGift. "Когда я искал команду для стартапа, здорово помогло то, что проект прошел программу бизнес-инкубатора, это повысило его инвестпривлекательность", — признается Артем Сухорослов.

Стать участником акселерационной программы, получить офисное помещение и первичное финансирование сложнее, поскольку в данном случае инкубатор скрупулезно отбирает идеи и проекты, оценивая их инвестиционный потенциал. "В акселераторы обычно приглашают высокотехнологические проекты, подающие надежды на серьезный рост, — комментирует Егор Анчишкин, основатель стартапа Zakaz.ua (заказ продуктов из супермаркетов). — Ведь при выделении финансирования инкубатор смотрит на проект уже глазами инвестора".

Наибольший шанс получить финансирование у проектов со сформированной командой и жизнеспособной идеей. "Принимая к рассмотрению проекты, мы ожидаем увидеть увлеченную дружную команду и продуманную идею, над которой авторы готовы работать в долгосрочной перспективе, — отмечает Ольга Белькова. — Хочу подчеркнуть, что мы рассматриваем не просто проекты веб-сайтов, а идеи новых полноценных бизнесов".

Стартапам, прошедшим отбор, EastLabs предлагает сумму в $20 тыс. на развитие и офис (взамен компания-инкубатор получает 15% акций новой фирмы). Используя этот ресурс, в течение нескольких месяцев команда совместно с группой экспертов-менторов разрабатывает и внедряет план развития проекта и готовит его к следующему этапу. В поиске заинтересованных инвесторов инкубатор тоже принимает непосредственное участие.

К выбору "бизнес-теплицы" следует отнестись очень серьезно, по возможности ознакомившись с отзывами и опытом других предпринимателей. "Инкубатор может учить чему-то, не располагая необходимым опытом или не имея пула менторов, контактов на рынках, в прессе и среди инвесторов, — предостерегает Артем Сухорослов. — Хотя рискует и инкубатор, ведь далеко не все проекты станут успешными и заинтересуют инвесторов".

Пятилетка инкубаторов

"Бизнес-теплицы" в Украине только начинают развиваться, в отличие от рынка США, являющегося эталоном, и даже России, где уже работает больше десятка инкубаторов и акселерационных программ. "У нас ниша инкубаторов совершенно не занята, хотя интересные стартапы регулярно появляются, — констатирует Артем Яремчук. — В результате все большее число проектов ищет поддержку в России, Европе и США. Кстати, в Соединенных Штатах инкубаторы принято называть MBA 2.0, а количество претендентов на одно место, к примеру в Y Combinator и 500 Startups, часто превышает конкурс в Стэнфордском университете".

В ближайшие пять лет ожидается всплеск стартапов, вслед за которыми в Украину придут и инкубаторы. Возможными инициаторами их создания чаще всего называют фонды Рината Ахметова и собственников других крупных промышленных групп, а также российские холдинги. К тому же наряду с немногочисленными отечественными инкубаторами инвестировать в ИТ-стартапы в индивидуальном порядке уже готовы многие небольшие компании из самых разных сфер бизнеса. "Я ожидаю, что инкубаторы будут расти снизу вверх: состоявшиеся бизнесмены будут выделять площадь в своем офисе, приглашать туда молодые технологические компании, пытаться им помочь и получать за это долю в будущем бизнесе, — подчеркивает Егор Анчишкин. — А когда наберется критическая масса интересных проектов и историй успеха, в нишу инкубаторов придет крупный капитал".

Пять лучших украинских интернет-стартапов по версии AIN.UA

Zakaz.ua. Сервис доставки продуктов из супермар­кетов, услугами которого ежемесячно

пользуются несколько тысяч киевлян. http://zakaz.ua/

KitApps. Онлайн-конструктор мобильных приложений для Android и iOS, ориентированный на компании малого и среднего бизнеса. Пользователь может создать приложение, не прибегая к дорогостоящим услугам разработчиков. http://www.kitapps.com/

ProstoBook. Сервис печати книг по требованию, позволяющий пользователям удаленно оформить заявку и заказать печать собственной книги. http://prostobook.com/

YaWare. SAAS-решение, автоматическая система учета рабочего времени сотрудников.

Позволяет оптимизировать затраты времени в компании и удаленно контролировать работу сотрудников. http://www.yaware.com.ua/

TicketForEvent. Сервис онлайн-регистрации, продажи электронных билетов и бейджей для мероприятий. http://ticketforevent.com/

Теги: инвестиции стартап
Источник: Статус Просмотров: 4045