В Европе ритейл-парки более чем популярны: к концу 2017г их общая площадь достигнет 40 млн. кв. м.

К этому времени в Украине обещают открыть лишь первый торговый центр такого формата в 12 тыс. кв. м.

Парк или магазин?

Ритейл-парки – самый динамично развивающийся формат торговой недвижимости, отметили в международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield.

В этом году, отмечается в исследовании этой фирмы, в Европе их откроют 1,3 млн. кв. м., что на 50% больше, чем в 2015г. А в следующем году, согласно данным European Retail Park Development Report, введут в эксплуатацию еще 1,1 млн. кв. м. ритейл-парков.

Ритейл-парк обычно строят на крупном участке земли вокруг парковки, бывает в черте города, но чаще на его границе. Английская модель предусматривает одно-двухэтажные здания (не менее пяти) расположены "в линию" и парковку перед ними.

Во французской модели блоки располагают вокруг парковки. Основной плюс таких форматов – строят ритейл-парки по-простому и быстро, учитывая требования будущих арендаторов, из самых элементарных конструкций, есть даже случаи, когда в ход идут банальные ангары.  Относительно дешевая земля и использование бюджетных технологий при строительстве позволяют устанавливать достаточно низкие арендные ставки, и как следствие – товары здесь тоже продаются дешевле, что привлекает покупателей. 

Увеличение сектора ритейл-парков в Европе идет, прежде всего, за счет строительства их в небольших городах, сообщила замдиректора департамента консалтинга и исследований Cushman & Wakefield в Польше Патриция Дзиковска. "В городах с населением менее ста тысяч человек расположено больше половины торговых площадей, которые собираются ввести в этом и следующем году. К тому же мы все чаще наблюдаем строительство таких парков в городах с населением до 50 тыс. чел.", - сообщила Дзиковска.

Согласно исследованию Cushman & Wakefield, формат этот более популярен все же в Западной Европе (запланировано к вводу 2 млн. 60 тыс. кв. м.), чем в Центральной и Восточной, где в работе лишь 350 тыс. кв. м. Среди стран Западной Европы в лидерах Франция (54%), Великобритания (17%) и Италия (10%).

В Центральной и Восточной Европе активнее всего ритейл- парки строят в России, Польше и Чехии. Причем, отмечают эксперты Cushman & Wakefield, здесь вместо классического чаще создают гибридные форматы, где есть и традиционные магазины розничной торговли, которые размещают на торговых улицах или в ТЦ, и складские помещения big box формата. "Такой микс помогает сократить разрыв между традиционными торговыми центрами и загородной розничной торговлей", - поясняет заместитель управляющего директора компании DTZ в Украине Яна Литвинчук.

Украинский опыт

В Украине ритейл-парки обещал продвинуть на нашем рынке холдинг Auchan. Первой ласточкой должен был стать проект в Одессе, где на земельном участке в 20 га на пересечении проспектов Глушко и маршала Жукова (на границе города, в направлении Черноморска) должны были построить гипермаркет Ашан (14 тыс. кв. м) и ритейл-парк (6 тыс. кв. м), плюс парковку на 2 тыс. мест. Планировали начать строительство в 2014г, а первую очередь ввести в эксплуатацию в 2016-м.

Но в кризис проект заморозили. Сейчас, как рассказали в ООО "Мегалайн Констракшн", разрабатывавшей проект этого ТРЦ, идет согласование разрешительной документации. Из новостей – активно обсуждается строительство развязки на участке, примыкающем к территории застройки, что только на пользу проекту.  В "Ашан Ритейл Украина" нам подтвердили намерение компании реализовать первый этап ритейл-парка в Одессе до конца 2017 года. "Следующие этапы предварительно предусмотрены на 2019-й и 2020-й", - сообщили в отделе коммуникации "Ашан Ритейл Украина".

Зато в столице, рассказали в "Иммошан Украина", до конца 2017-го рядом с действующим ТЦ "Ашан Петровка" будет построен и открыт "Ритейл Парк Петровка". Площадь первой фазы 12 тыс. кв. м.

При этом специалисты компании уверены, что опыт будет удачен, ведь именно на ритейл-парки приходится более половины (1,4 млн. кв. м. из 2,5 млн. кв. м.) портфеля недвижимости, которым управляет международный девелопер Immochan. Решение о строительстве "Ритейл Парк Петровка" приняли после исследования потребностей 1 млн. населения, проживающем в зоне охвата (столичные Оболонский, Подольский и Деснянский районы, а также Вышгород).

В компании надеются, что в будние дни ритейл-парк на Петровке будет принимать 30 тыс. посетителей, а в выходные вдвое больше. Этот ритейл-парк предполагает линейную структуру, здания будут расположены в два ряда, плюс парковка перед ними. Как сообщили в пресс-службе "Иммошан Украина", уже достигнуты договоренности о сдаче в аренду 72% торговой площади. К примеру, около 4 тыс. кв. м. займет детский развлекательный парк "Дитяча Планета", а супермаркет товаров для дома JYSK разместится на 1,2 тыс. кв. м. Изюминкой станет ресторанный хаб (четыре-пять заведений с уютными террасами и зеленой зоной отдыха).

Однако, некоторые украинские эксперты крайне осторожно оценивают перспективы развития формата ритейл-парков в нашей стране. "В Украине он пока малоперспективен. У нас еще недостаточно насыщенный рынок даже в центре крупных городов, мало также представленных брендов. Пока есть дефицит даже традиционных форматов, тех же гипермаркетов. К тому же нет настолько крупных операторов, у которых бы появился интерес выходить на окраины и предлагать такие масштабные проекты как ритейл-парки", - считает директор Украинской торговой гильдии Евгения Локтионова.

 "Основное отличие ритейл-парка от привычного нашему покупателю торгового центра – низкая доля торговой галереи. В ритейл-парке она не превышает 15%, а классическом ТРЦ достигает 40-55%. Поэтому в сложившихся рыночных условиях в Украине экономическая целесообразность такого девелопмента под вопросом. Но большим потенциалом обладают проекты, где развитие ритейл-парка планируется на базе уже существующего крупного якорного арендатора", - убеждена заместитель управляющего директора компании DTZ в Украине Яна Литвинчук.

Руководитель отдела торговых площадей компании JLL в Украине Екатерина Весна полагает, что украинскому рынку интересны все форматы, поскольку он пока не насыщен профессиональным ритейлом, особенно, если будут выходить новые бренды. "Как только наша страна станет интересна международным торговым сетям, ритейл-парки смогут сформировать уникальный пул арендаторов. Однако в условиях, когда крупные универмаги и магазины можно пересчитать по пальцам, потенциал таких форматов будет раскрыт не полностью", - предполагает эксперт. 

Теги: ритейл-парки
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 632