UBR.ua узнал, насколько развит украинский рынок франчайзинга, выгодно ли сейчас начинать своё дело под руководством более опытных наставников, какие условия предоставления/пользования чужой торговой маркой (франшизы).

Бизнес по франшизе: начать с нуля или стать франчайзи

Украинские предприниматели интересуются франчайзингом уже давно. Сейчас различные отрасли экономики Украины облюбовали более 600 материнских компаний — франчайзеров плюс свыше 30 тыс. франчайзи. 

Около 170 компаний — иностранные франшизы, работающие у нас по схеме мастер-франчайзинга. Остальные — украинские модели, зарекомендовавшие себя успешными/конкурентными.

Игнорируя кризис, франчайзинговые сети Украины только растут. Большинство собственников малого, среднего бизнеса ищут пути развития своих компаний. Одним из эффективных продолжает оставаться франчайзинг – ведение бизнеса по франшизе. Ведь сейчас самостоятельный бизнес более рискованный, чем купленная готовая бизнес-модель другой компании.

"Многие украинцы начали пробовать заниматься бизнесом, несмотря на кризис. Стали активно интересоваться покупкой франшиз. Ведь готовое дело "на блюдечке" можно приобрести за небольшую сумму инвестиций. Наш каталог франшиз содержит предложения с минимальной наценкой, небольшим роялти, что даст больше свободы по развитию своего дела. Купленная франшиза менее рискованная, чем лично открытое дело. Практика показывает: 95% открытого бизнеса самостоятельно – прогорают, выживают лишь 5%, а бизнес под ключ уже имеет свой поток клиентов, раскрученную рекламу", — рассказала UBR.ua ведущий специалист отдела франчайзинга компании Greens Idea Татьяна Задорожная.

Однако, рынок украинского франчайзинга еще недостаточно развит. Относительно мало людей знают о нем, о преимуществах ведения бизнеса по франшизе. Многие стартаперы рвутся на рынок без анализа перспектив, что чревато закрытием собственного дела через небольшой промежуток времени.

Суть модели франчайзинга проста. Речь идет о передаче одной компанией (франчайзером) права использовать свою торговою марку, концепцию, бренд, опыт другому предприятию (франчайзи) с определенными финансовыми условиями: первый взнос (паушальный взнос), ежемесячные выплаты (роялти). 

"Франчайзинг способствует активному расширению рынка сбыта продукции без значительных финансовых вложений, которые у предприятия могут попросту отсутствовать. Франчайзи, работая под брендом франчайзера, обеспечивает рост прибыли, рекламируя и его, и его продукцию", — отметила UBR.ua управляющий партнер Franchise Group Мирослава Козачук.

Поэтому обе стороны думают о том, как сделать более успешной свою будущую модель. Многие традиционные компании также начали задумываться о бизнесе по франшизе, способному инициировать привлечение инвестиций для усиления конкурентоспособности, открыть новые рынки сбыта, заполучить опыт франчайзи. Для тех, кто уволился или просто решил начать свое дело — франчайзинг — идеальная форма старта собственного бизнеса.

"Не нужно ничего придумывать. Достаточно выбрать, чем хочешь заниматься, рассчитать свои инвестиции. То, что франчайзер строил годами — начинающий предприниматель может получить за месяц. Это главное конкурентное преимущество формы бизнеса по франчайзингу", — говорит Мирослава.

Что получишь, занимаясь бизнесом по франшизе, что потребуют взамен

Какие же условия выдвигаются к обеим сторонам сделки? 

Требования договора франчайзинга — договоренности двух сторон: франчайзера и франчайзи. Обязательно есть обязанности до открытия, а также после. Если обобщить, то  передает своему партнеру:

 

  • Концепцию.
  • Персонализированный (адаптированный) дизайн-проект.• Brand Book, полный комплект макетов элементов корпоративной идентификации (униформа для персонала, брендированные упаковки для продукции).• Технологические карты.
  • Контакты подрядчиков/поставщиков.• Франчайзинговый пакет (пошаговая бизнес-инструкция по всем бизнес-процессам);
  • Базовое обучение персонала (например, начальное обучение администратора, основного функционального персонала кафе, обучение при внедрении обновлений/усовершенствований системы). 
  • Консультационную поддержку (этап запуска/дальнейшего ведения дела: анализ показателей работы сети, при необходимости – кризис-менеджмента, консультации по работе объекта, консультирование относительно ведения, управления бизнесом).
  • Маркетинговую поддержку (разработка макетов рекламной продукции, поддержка единого корпоративного сайта сети, продвижение в социальных сетях, разработка мероприятий, программа лояльности, предоставление информации о конкурентах сети).

 

…многое другое зависимо от особенностей бизнеса. 

"При ведении бизнеса по франшизе основные требования у каждого свои, но самое основное — неразглашение коммерческой тайны плюс своевременная выплата роялти", — подчеркнула для UBR.ua Татьяна Задорожная.

Основные же требования к франчайзи — найти помещение, людей, уметь или хотеть зарабатывать. 

"Если обобщить многостраничный договор франчайзинга — это играть по правилам, установленным на "берегу". Что касается финансовых показателей, то вступительный взнос всегда платится в течение нескольких дней после подписания договора франчайзинга, роялти – ежемесячно или ежеквартально. Всё зависит от бизнеса, формы сотрудничества", — отметила UBR.ua Мирослава Козачук.

Ежемесячный платеж по франшизе может быть фиксированным, что помогает франчайзерам получать стабильный доход, а франчайзи платят независимо от своего оборота. Роялти иногда привязан к ежемесячному или ежегодному обороту кассы. Это – агрессивная система получения дохода для франчайзеров.

"Тогда главным доходом для франчайзера является не количество точек открытых, а раскрутка существующих. Но, как правило, такие франшизы очень дорогие в инвестировании", — отмечает Татьяна Задорожная.

Какие риски

Если говорить о рисках, которые несут стороны при подписании договора франчайзинга, то больше рискует франчайзер: он передает интеллектуальную собственность, опыт, концепцию… Основной риск для франчайзи — деньги/время.

"Ведении бизнеса по франшизе содержит много рисков. Главные из них — невыполнение условий договора при работе в сети, разглашение коммерческой тайны 3-м лицам. Также, для франчайзи существуют риски неправильно поданной информации франчайзером, что может повлечь за собой ряд неприятных факторов, даже – быстрое закрытие точки", — заметила Татьяна.

Для опытного предпринимателя предоставление своей франшизы — не просто дополнительный заработок, а метод развития, масштабирования успешной модели. 

"Сейчас среди "правильных" бизнесменов нет понятия бизнес ради бизнеса. Если дело создается, у него есть цель: продаться, выйти на IPO, увеличить капитализацию, международные рынки… Мы не работаем с людьми/бизнесами, желающими заработать на франчайзинге. Такие тоже есть, но они не стратеги. Франчайзинговое партнерство предполагает выгодное сотрудничество для обеих сторон. Если же одна сторона недовольна — оно, как правило, прекращается", — заметила нам Мирослава Козачук.

Еще одной причиной передачи в пользование своих брендов опытными бизнесменами является то, что большую сеть очень сложно контролировать самому. Чтобы открыть больше точек, нужно больше людей, чтобы кто-то осуществлял контроль именно на месте. 

"Это очень удобно плюс прибыльно: подчиненные могут неправильно вести бизнес, а люди, работающие за свои кровно вложенные деньги, будут более тщательно относиться к делу", — отметила UBR.ua Татьяна Задорожная.

Какую нишу выбрать, собравшись открывать бизнес по франшизе

Первоочередный вопрос, беспокоящий предпринимателей-франчайзи — какая сфера сейчас является прибыльной, перспективной? Что и понятно, ведь никто не хочет, вложив деньги, прогореть через несколько месяцев.

Самые популярные ниши, вызывающие наибольший интерес у начинающих бизнесменов, можно условно разделить на три группы: 

 

  • Общественное питание
  • Услуги 
  • Ритейл

 

Эксперты отмечают, украинский рынок уже перенасытился успешными и не очень проектами общественного питания. При этом, наблюдается очень активный спрос на ритейл (особенно украинского происхождения).

"Практически каждый день к нам приходят производители украинской одежды, обуви, аксессуаров с целью консультации, внедрения франчайзинга. Это следующий этап развития ниши: ближайшие два года бизнес по франшизе будет охватывать национальный ритейл. Первоочередными всегда были и остаются города миллионники. Потом идут города с 500-700 тыс. населения. Всё зависит от того, какая стратегия у франчайзера", — рассказала UBR.ua Мирослава Козачук.

Стартаперы же больше смотрят на интернет бизнес: его открытие требует минимальных затрат. Ведь цена аренды часто бывает неприемлемой, люди пытаются сэкономить на количестве персонала, складе, аренде помещения. Поэтому цена таких франшиз меньше, но роялти или вступительный капитал бывают превышены на 50% (иногда ещё больше).

"Страны, более популярные по спросу — Россия, Украина, Казахстан, Польша. Объясняется это возможностью влезть в их рынок на этапе экономического падения. Также можем подтвердить, что сфера торговли сейчас имеет очень большой спрос в контексте организации бизнеса по франшизе", — подметила Татьяна Задорожная.

Теги: бизнес франшиза франчайзинг
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 1597