Любой бизнес периодически нуждается в новых идеях для развития, проведении фокус-групп, маркетинговых исследованиях. Да и вообще, порой бывает очень полезно протестировать на ком-либо даже самую гениальную на первый взгляд мысль (концепцию услуги, продукта или маркетингового решения). Верный способ получить несколько сотен незаангажированных мнений — использовать краудсорсинг (от анг. crowd — толпа и source — источник). Механизм прост: следует разместить на своем сайте, в блоге или специализированном ресурсе информацию и ждать постов. Трудиться над вашей задачей могут специалисты и аматоры не только из Украины, но и со всего мира.

Кузница идей

Возможность использования краудсорсинга напрямую зависит от глубины проникновения интернета. По информации компании "Гемиус Украина", количество украинских пользователей Сети за 2010 год увеличилось на 3 млн чел., или на 29%, — до 11,3 млн чел. В нынешнем году рост отечественного рынка фиксированного интернета составит, по утверждению главы Национальной комиссии регулирования связи (НКРС) Владимира Олейника, еще 30%. "Активное развитие в Украине социальных медиа и увеличение количества пользователей Сети делают краудсорсинг очень эффективным маркетинговым инструментом, — рассказывает Оксана Гошва, директор агентства HOSHVA PR. — Благодаря вовлечению в процесс генерирования идей десятки, а порой и тысячи блогеров, посетителей соцсетей и просто пользователей интернета реализация проекта дает более качественный результат. К тому же это обходится в десятки раз дешевле традиционных инструментов, к примеру аутсорсинга".

Для украинских компаний количество пользователей всемирной паутины вполне обеспечивает качественную реализацию проектов краудсорсинга. Так, киевский дизайнер Олег Чопитько разместил на популярном российском ресурсе leprosorium.ru несколько версий оформления сайта для заказчика. Он хотел получить отзывы от потенциальных пользователей. По итогам возникшей дискуссии, в которой приняли участие более двух сотен человек, Олег не только существенно доработал свои эскизы, но и нашел трех новых заказчиков. "Не все мнения, высказанные на сайте, были мне приятны, но все без исключения оказались очень полезны, — говорит дизайнер. — Другим способом мне вряд ли удалось бы привлечь к обсуждению работ такое количество коллег". Своим опытом краудсорсинга Олег доволен и теперь намерен выставлять на суд публики и другие проекты. Еще один столичный предприниматель, Александр Мирох, отправил идею нового вида полиграфических услуг российскому веб-дизайнеру Артемию Лебедеву, который часто предлагает для обсуждения в своем блоге подобные темы. Начинание Мироха раскритиковали, но он рад такому результату. "Вопросы и замечания были совершенно обоснованны. Далее я откорректирую концепцию с учетом всех важных соображений. Обсуждение идеи на блоге у Лебедева сэкономило мне время и деньги", — убежден Александр.

Энергия масс может стать хорошим подспорьем в работе рекламистов и пиарщиков. "Мы использовали краудсорсинг для создания упаковки коньяка "Кастель", — говорит Оксана Гошва. — В ходе обсуждения две группы из 12 блогеров предложили идеи по дизайну упаковки коньяка. Затем дизайнер визуализировал отобранные идеи".

К краудсорсингу не гнушаются прибегать авторитетные компании и специалисты. Тот же Артемий Лебедев размещает в ЖЖ четко сформулированную задачу (скажем, оформить двери мужского и женского туалетов в ресторане) и призывает посетителей страницы предлагать свои решения. Обычно такие задания собирают не менее 500–1000 комментариев — предложенные варианты и их оценка. Автор наилучшей, по мнению Артемия, идеи получает гонорар.

Отзывы пользователей помогли житомирской компании IT Solution сохранить клиента. "Наши сотрудники долгое время не могли найти оптимальный алгоритм для одной из разрабатываемых программ, — поведал владелец компании Олег Грибенок. — В какой-то момент, в очередной раз зайдя в тупик, мы приняли решение разместить возникшую проблему на форуме, посвященном программированию. Предварительно заручились согласием заказчика. Надо сказать, что конкретного решения не дал никто, но новых идей мы получили массу и в итоге достигли желаемого результата, скомбинировав предложения трех специалистов. Мы не предлагали обсуждавшим никакого вознаграждения, но потом все же решили премировать их деньгами и отблагодарить небольшими памятными подарками. Для этого их пригласили в офис, а фотоотчет разместили на том же форуме, ведь реклама никогда не помешает".

Не выгоды ради

Денежная мотивация в краудсорсинге обычно не стоит на первом месте. За предложенную идею, даже если она воплощается в реальность, ее автор получает в первую очередь благодарность и признание. "Зачастую призовой фонд проектов, реализуемых путем краудсорсинга, символический, — отмечает г-жа Гошва. — Для участников это способ самовыразиться, реализовать свои способности, поделиться идеями с заинтересованными людьми. К примеру, для нашего клиента — компании "НТС" — мы воплотили в жизнь проект по разработке мобильных приложений для операционной системы Android. Для этого мы привлекли украинских разработчиков. В результате в прошлом году в Украине появилось 39 приложений для Android".

Многих заказчиков, чьи проекты реализовали посредством краудсорсинга, наверняка посещала мысль: зачем же платить деньги посредникам, если можно самостоятельно создать страницу на какой-нибудь соцсети или отдельный сайт, разместить там проект и ждать идей? Конечно же, краудсорсинг не заменит консультацию профессионала, будь-то маркетолог, юрист или аудитор, но уж точно поможет сэкономить на обращении к креативному агентству за разработкой маркетинговых или рекламных кампаний. Однако внешняя простота зачастую бывает обманчивой. "Проект, в основе которого лежит краудсорсинг, требует целого комплекса мероприятий, — подчеркивает Оксана Гошва. — Это стимулирование активности участников, консультации с юристами по вопросу заключения пользовательских соглашений и пр.".

При этом краудсорсинг подойдет далеко не для всех компаний. Вовлечь интернет-аудиторию в создание новых продуктов удастся только известным торговым маркам. Краудсорсинг — инструмент для брендов с душой. Если же у продукта/услуги нет лояльной аудитории, то вряд ли призыв в Сети найдет отклик у ее пользователей.

Информация

Западный опыт

Производитель чипсов Doritos предложил потребителям выбрать новый вкус. Для этого 4 февраля нынешнего года стартовал конкурс в рамках онлайн-кампании The End, победитель которого сможет в буквальном смысле полностью интегрироваться с любимым брендом и принять участие в его работе. Канадцам был предложен совершенно новый способ взаимодействия с ТМ. Компания запустила два новых вкуса (вкус А — Onion Rings N’ Ketchup (луковые кольца и кетчуп) и вкус Б — Buffalo Wings N’ Ranch (крылышки Баффало и заправка "Ранчо") и попросила потребителей решить, какой вкус оставить, а какой убрать с магазинных полок. До 13 марта любой желающий может зайти на сайт и предложить свою идею окончания для незаконченного ролика Doritos: по условиям конкурса, какой бы ни была эта идея, в итоге один из предложенных видов снеков должен быть уничтожен максимально креативным способом. Приз конкурса — $25 тыс., 1% от продаж "оставшегося в живых" вкуса и съемки окончания по сценарию победителя.

В сентябре 2010 г. компания Papa John’s Pizza предложила своим поклонникам на страничке в Facebook придумать рецепт новой пиццы. На момент начала конкурса страница насчитывала более 1 млн фанов. Новая пицца, рецепт которой победит в соревновании, должна была попасть в меню сети пиццерий Papa John’s, а его автору был обещан денежный приз в размере 1% от продаж пиццы. Автор также будет приглашен для съемок в рекламе Papa John’s Pizza. Результаты акции примерно следующие: более 6500 участников, около 80 тыс. переходов на страницу конкурса.

Теги: сайт экономия идеи бизнеса
Источник: Статус Просмотров: 2998