Надеяться на то, что вопросы с недостающими койко-местами к Евро-2012 решатся сами собой — не приходится. При этом помочь стране в подготовке к чемпионату и попытаться заработать на туристах, ищущих ночлег, могут как новички, так и старожилы рынка.

В 2012 году поглазеть на мужчин, бегающих по футбольному полю, в Украину, по разным прогнозам, приедет от 500 тыс. до 1 млн туристов. Но не футболом единым живы болельщики, а поэтому им никак не обойтись без еды и ночлега.

И если номера в отелях уровня 3-5 звезд предназначены для сотрудников УЕФА, команд, судьей, спонсоров, журналистов и прочих почетных гостей у всех на счету, то проблему размещения простых фанатов на госуровне решили массово и одним махом: за счет организации всевозможных палаточных городков, мобильных домиков и размещения в институтских общежитиях. По словам экспертов, ресурс общежитий и частных квартир практически снимет проблему "бюджетных" мест размещения, но развернуться по-прежнему есть куда, где и, главное — когда.

Начальная арифметика

По словам операторов, на все про все для открытия хостела понадобится не более двух месяцев! Самый быстрый и малозатратный способ — открытие мини-хостела на количество мест размещения до девяти. По словам Романа Пономаренко, первого вице-президента Ассоциации малых гостиниц и апартаментов Украины, для "оборудования" квартиры под хостел понадобятся инвестиции в размере $100 на 1 кв. м. В случае с открытием мини-хостела достаточно зарегистрироваться как ЧП и сдавать в аренду жилплощадь как индивидуальное место размещения. Для желающих приютить больше десятка гостей в формате "хостела" или "мини-отеля" процедура регистрации все еще полностью не утверждена со стороны госорганов. Поэтому, по словам Романа Пономаренко, такие места размещения проходят ту же регистрационную процедуру, что и большие отели. Впрочем, по данным эксперта, она не слишком време- и капиталозатратна и отнимет у предпринимателя не более полумесяца и 20 тыс. грн.

Желающим успеть к чемпионату Александр Файнин, президент Всеукраинской молодежной туристической ассоциации (ВМТА) советует "прежде всего определиться с размером возможных инвестиций, который будет зависеть от того, что предполагается сделать — арендовать квартиру (квартиры) в центре города и оборудовать их под хостел или же построить (реконструировать) отдельное здание. Для первого варианта достаточно 40-80 тыс. грн. при коротком сроке окупаемости (до 1,5 лет). Среднегодовой доход в таких городах, как Киев и Львов, составит до 300 тыс. грн., т. е. немного с точки зрения гостиничного бизнеса. Второй вариант более затратен, но и более доходен. Особо актуальным является открытие хостелов с количеством мест от 100 и выше с множеством сопутствующих услуг (конференц-сервис, бар, столовая, бассейн и т. п.). Срок окупаемости при этом увеличивается до 5-6 лет, но и рентабельность возрастает в несколько раз". Кстати, на период чемпионата украинские хостелы "договорились" о единой цене за проживание — ?20 в сутки.

Обслуживание хостела емкостью до 30 мест предполагает наличие администратора и одной уборщицы, но в силу режима работы "сутки через двое" придется нанимать по три человека на каждую вакансию. Хостелам побольше могут потребоваться и охранники (особенно на время чемпионата). Любая рабочая единица в хостеле обходится в 100-120 грн./день в зависимости от города.

На старт? Внимание!

Прежде чем войти в образ гостеприимного отельера, нужно обязательно определиться с "рыбным" местом — предупреждают эксперты. Не во всех принимающих чемпионат городах открытие хостела одинаково целесообразно. "Общеевропейский спортивный праздник не отменял одного из основополагающих правил бизнеса: открывать отель эконом-класса или же хостел "под Евро" есть смысл только в том случае, если инвестор уверен в его окупаемости и после чемпионата", — напоминает Роман Пономаренко. По мнению Александра Файнина, количество хостелов недостаточно в Харькове (сейчас там всего один) и Донецке (где их нет совсем). В то же время эксперт сомневается в целесообразности открытия десятков хостелов в этих городах, поскольку они "не являются особо популярными у иностранных туристов, а значит и их постоянное функционирование не совсем оправданно с финансовой точки зрения". Г-н Пономаренко также не видит туристического потенциала за Донецком, но считает, что в силу полного отсутствия тут хостелов есть смысл открыть, по крайней мере, один на 100 мест. Что касается Харькова, то за счет того, что этот город — транзитный для россиян, целесообразно обеспечить его еще 2-3 хостелами на 200-250 мест.

И хотя, по мнению экспертов, Львов и Киев насыщены местами размещения класса "эконом" (по данным ВМТА, 20 и 30 хостелов и бюджетных отелей соответственно), в столице находятся смельчаки, которые стартуют "под Евро". "Конечно же, открытие нашего хостела весной этого года связано с чемпионатом: мы расположены в 10 минутах ходьбы от НСК "Олимпийский", — рассказывает Феликс Инденбаум, владелец столичного хостела Eurohostel. В то же время Феликс считает, что во время самого чемпионата проблема бюджетных мест для размещения туристов будет решена за счет сдающихся квартир и уже имеющихся хостелов, поэтому открытие отеля только с прицелом на Евро считает ошибкой. "Возможно, в Киеве действительно достаточно хостелов, но, по моему мнению, вслед за количественным насыщением рынка наступает качественное. А рынок бюджетных мест в нашей столице находится именно на этом конкурентном этапе", — утверждает собеседник "ВД".

А Наталья Раврик, собственница львовской сети отелей эконом-класса LeoCity Accomodation, советует в преддверии Евро открывать все же не хостел, а "бюджетную" гостиницу — этот тип "отелей" целесообразно открывать в городах, которые уже насыщены хостелами (Киев и Львов). "Дело в том, что падение спроса на проживание в хостелах в связи с появлением недорогих отелей по той же цене — общеевропейская тенденция, которая понемногу приходит и к нам. В соседней Польше, к примеру, за последние два-три года спрос на хостелы снизился на 30%. Туристы охотнее ночуют в "номерах", чем на многоярусных кроватях", — поясняет свою позицию г-жа Раврик.

Помогите поболеть

Даже открытые к концу текущего года хостелы и мини-отели к чемпионату имеют неплохие шансы выделиться среди уже имеющихся игроков, ведь опрошенные "ВД" собственники хостелов и недорогих отелей все еще не сориентировались, как использовать чемпионат с пользой для своего бизнеса. И на вопрос "Как готовитесь к Евро-2012?" абсолютное большинство отельеров ответили "никак". Например, только четверть киевских хостелов и недорогих отелей имеют собственные мультиязычные сайты, как правило, русско-английские. Хотя Анна Бындыч, собственница харьковского хостела "На Залесской", которая позаботилась об электронной страничке своего хостела, признает, что ее наличие — это must-have для подобного заведения. Ведь она побуждает иностранного клиента доверять выбранной гостинице. Собственники "безстраничных" хостелов на условиях анонимности утверждают, что их удовлетворяет работа туроператоров по продвижению местных хостелов. Поэтому необходимости разрабатывать свой сайт даже перед Евро-2012, чтобы привлечь как можно больше клиентов, они не видят.

Кстати, по словам большинства опрошенных отельеров, бронировок на время чемпионата от туристов пока еще не поступает. Поэтому у хозяев новооткрытых хостелов еще есть время для завлечения фанов. Впрочем, главное конкурентное преимущество хостелов, по мнению Романа Пономаренко, совсем не собственная страничка, а хорошая репутация (отзывы в Сети на специализированных сайтах): "Иностранный турист более терпим к отсутствию какого-то удобства в хостеле, чем к хамству персонала или плохо убранной комнате", — убежден Пономаренко.

Впрочем, Елена Лысенкова, генеральный директор проекта "Hospitality In.Comm: Гостеприимство, приносящее доход!", для отеля в период чемпионата приоритетом считает не 100%-ю загрузку, а все же максимальную доходность с номера. Поэтому эксперт предлагает оценить, какие услуги позволят заработать больше. "Трансфер до спортивного объекта, продажа сувенирной продукции с символикой Евро-2012, фейс-визаж для активных болельщиков, онлайн-трансляции и экраны с повторами матчей, специальное меню в ресторане, специальное меню "с собой" (с учетом требований по проносу вещей на стадион) и многое другое позволят стимулировать гостей потратить сумму, достигающую 50% от того, что они заплатят за проживание, на дополнительные сервисы в отеле, — вместо привычных 20%", — уверена г-жа Лысенкова.

А Наталья Раврик обращает внимание, что футбольные болельщики — специфическая аудитория и "стандартные" услуги, которыми, как правило, интересуются туристы в отелях (как-то организация и проведение экскурсий по городу или окрестностям) их привлекают крайне мало. "Как показывает мировая практика, футбольных болельщиков интересуют в основном только футбол и рестораны или бары. Экскурсии и памятники архитектуры они практически не посещают, — соглашается с отельером Александр Файнин. — Соответственно, востребованной услугой наверняка будет круговой шаттл-сервис на/со стадиона и в/из фан-зон. Целесообразно также разработать дисконтные карты для гостей совместно с магазинами или ресторанами с правом получения скидок".

В то же время, если говорить о необходимости увеличения числа гостей и достижении максимальной загрузки, то тут важно определиться с балансом каналов продаж. "Если скидки от продажи номеров для турагентств могут достигать 40-60% от базовой стоимости, для интернет-систем — до 20%, в то время как прямое бронирование в отеле проводится без скидок, то отельеру важно найти баланс между этими каналами, который позволит и гостиницу заполнить, и деньги заработать", — говорит г-жа Лысенкова.

В целом опрошенные "ВД" операторы рынка ожидают чемпионата без излишнего оптимизма и не считают Евро-2012 фактором, определяющим их маркетинговую стратегию, даже в краткосрочной перспективе. Более того, единодушно отрицают заявления государственных мужей, мол, проведение чемпионата станет драйвером развития туризма в Украине. Отельеры уверены, что, прежде всего, инфраструктура, хорошие дороги и экономическо-политическая стабильность будут определять степень загруженности хостелов и отелей в будущем. Именно поэтому, принимая решение об открытии отеля "под Евро", следует оценить общие туристические перспективы как страны в целом, так и отдельного города. И, ориентируясь в период чемпионата на удовлетворение потребностей болельщиков, не забывать и о тех гостях, чей визит в город не будет связан с футбольным праздником.

ТОП-5 рекомендаций владельцам хостелов

l разработать и организовать предоставление дополнительных услуг для фанов (трансфер, трансляции и повторы матчей, фейс-визаж, продажа символики и др.)

l разработать дисконтные программы совместно с ресторанами, барами, ночными клубами, магазинами

l временно увеличить штат охранников и уборщиков (обеспечить порядок и чистоту)

l сбалансировать каналы продаж (турагентства, интернет-системы, прямые бронировки)

l не поднимать цену за номер выше среднеевропейской в аналогичных местах размещения

Клаус Хайндл, менеджер по развитию бизнеса Wombats Group (Вена, Австрия)

— Хостелы сети Wombats имеют опыт приема гостей европейского футбольного чемпионата в Вене 2008 года и мирового — в Мюнхене 2006-го. В обоих случаях мы заметили, что типичной ошибкой наших конкурентов стала переоценка возможности дополнительной прибыли от события. Некоторые хостелы предлагали гостям до такой степени высокие цены, что их заполняемость была даже ниже, чем обычно. Мы поднимали цены незначительно: ?29 с человека в Мюнхене в 2006 (?24 стандартная цена на то время) и ?29 против ?22 в Вене соответственно. Перед чемпионатом мы советуем позаботиться о дополнительном штате: понадобится больше уборщиков и, возможно, охранников для поддержания порядка, поскольку футбольные фаны часто распивают спиртное и шумят. Именно поэтому мы также советуем избегать приема организованных групп болельщиков.

Теги: свой бизнес хостел евро 2012
Источник: власть денег Просмотров: 2904