Кризис изменил расстановку сил на отечественном рынке ритейла. Если в 2008 году доля гипермаркетов в структуре продаж продуктового рынка, согласно анализу компании Roland Berger, составляла 14%, то по итогам 2010 г. сократилась до 11%. Гипермаркеты пострадали от снижения покупательной способности населения из-за большего процента непродовольственных товаров в ассортименте. В то же время сегмент дискаунтеров показал наибольший рост — примерно 35%, по предварительным итогам 2010 года. Сегмент дискаунтеров в Украине далек от насыщения. По данным компании GT Partners Ukraine, на миллион жителей нашей страны приходится 12 дискаунтеров, в то же время на миллион жителей в Польше приходится около 50 магазинов, а в Испании — почти 80 таких торговых точек. Главный магнит, притягивающий потребителей в дискаунтеры, — более низкие цены на товары, чем в супер- и гипермаркетах. По словам участников рынка, переориентация на меньшие торговые форматы является мировой тенденцией. С падением покупательной способности привычка идти в супермаркет "за всем сразу" замещается необходимостью купить только самое нужное. Поэтому небольшие магазины с привычным ассортиментом товаров, максимально приближенные к покупателю, пользуются большим спросом, нежели гипермаркеты. По подсчетам специалистов GT Partners Ukraine, Киев способен вместить еще до 200 магазинов подобного формата.

Курс на экономию

"Формат продовольственных дискаунтеров, без сомнения, перспективен как в национальном, так и в глобальном масштабе, — говорит Борис Марков, генеральный директор корпорации "АТБ" (сеть магазинов "АТБ-маркет"). — Необходимость покупки качественных продуктов питания при минимальных затратах актуальна для потребителей даже в высокоразвитом государстве. Это подтверждает опыт немецких сетей Aldi и Lidl. Способствуют популярности дискаунтеров и мировые прогнозы роста цен на продовольствие в долгосрочной перспективе. Соответственно, для потребителей вопрос экономии при покупке продуктов питания никогда не утратит актуальности". "Несмотря на стабилизацию экономической ситуации, потребление продолжается в посткризисном режиме экономии, — подтверждает тенденцию Марина Крестинина, руководитель департамента стратегического консалтинга и исследований CB Richard Ellis Украина. — Цена вышла на первое место в списке приоритетов покупателей. По нашим опросам, количество покупателей, для которых определяющим фактором выбора места совершения покупок питания стала цена, увеличилось примерно на 20% по сравнению с докризисными показателями".

Наиболее динамично в нынешнем году развивалась сеть дискаунтеров "АТБ-маркет", открывшая 434 торговые точки по итогам 2010 г. Хорошую динамику показала торговая сеть "Брусниця". Виталий Пасичный, генеральный директор по развитию сети "Брусниця", отмечает, что формат "магазин у дома" наиболее конкурентный, особенно в небольших городах. Динамично развивается и сеть "Наш Край", насчитывающая около 70 торговых точек. Стоит отметить, что практически все ритейлеры развиваются благодаря сотрудничеству с партнерами.

Форматы сотрудничества

Один из способов наладить партнерство с продуктовой сетью — купить франшизу. Тем более что если до кризиса ритейлеры предпочитали агрессивное развитие за счет заемных средств, то теперь — поступательный захват рынка благодаря партнерам. Преимущество подобного сотрудничества для торговца заключаются в том, что он получает технологии ведения бизнеса, продукцию из распределительных центров по выгодным ценам и лояльных покупателей, которым уже знакома данная торговая марка. В свою очередь подобное развитие для сетей менее затратное и рискованное, нежели вести бизнес за кредитные средства.

Открытие фирменной продуктовой точки обойдется от 15 тыс. грн

Среди продуктовых франчазеров — западноукраинские сети "Наш Край" и "Вопак", черниговская "Квартал" и голландская Spar. Условия франшизы зависят от популярности торговой марки, масштабов сети и аппетитов франчайзера. Например, расходы на запуск магазина "Наш Край", согласно информации сайта Ассоциации франчайзинга, составляют от 100 тыс. грн, роялти — 1,5% от оборота. Франчайзи обещает, что точка окупится за 18–30 месяцев. Однако, планируя открывать сетевой магазин, следует учесть, что к помещению будут жесткие требования: расположение при въезде в спальный район города или в месте оживленного пешеходного и транспортного потока, размещение на первом этаже, наличие коммуникаций, возможность организовать разгрузочную рампу, соотношение торговой площади к подсобным помещениям 3:1 и пр. Для сравнения открыть независимый магазин у дома можно даже в подвальном помещении небольшого жилого массива. Запуск более мелкой торговой точки — фирменного магазина полуфабрикатов, ланчей и готовой выпечки "Дрыгало" обойдется в 15 тыс. грн. Помещение площадью 10–40 кв. м может быть расположено в спальном районе или торговой зоне с хорошим трафиком в городах с населением от 20 тыс. чел. В ассортименте продукции ТМ "Дрыгало" около 160 позиций. Особенность этого партнерства заключается в том, что франчайзер позволяет торговцу расширять ассортимент за счет других товаров (помимо продукции конкурентов) — колбасных изделий, напитков, молочной продукции и пр.

Если же предприниматель хочет оставаться независимым и работать самостоятельно, но при этом заинтересован в развитии торговой точки, он может принять участие в программе METRO Cash & Carry "Академия розничной торговли". Правда, обойдется это ему от 10 тыс. грн за один кв. метр площади магазина. Оптовый ритейлер обещает увеличить товарооборот магазина на 40% за счет оптимизации ассортимента, при необходимости — перепланировки помещения, обновления торгового оборудования и других способов повышения эффективности торговли.

Однако независимые эксперты отнюдь не утверждают, что экономные магазины отныне останутся в почете у покупателей. "Дискаунтеры и магазины у дома по мере роста доходов покупателей и возвращения к докризисным привычкам потребления ждет уменьшение популярности, — прогнозирует Марина Крестинина. — Отечественный потребитель больше склонен к покупке брендового товара, продукция private label у нас пользуется меньшей популярностью, чем на Западе, зато качество обслуживания и комфорт пребывания в магазине по-прежнему имеет большое значение". Тем не менее, предпринимателям не стоит отчаиваться — успешные магазины наверняка не останутся без внимания крупных инвесторов.

Заграничный интерес

По мере оживления рынка единичные магазины вполне могут стать объектом поглощения отечественных сетей, которые в свою очередь могут достаться зарубежным игрокам. Особенность украинского ритейла заключается в дефиците подходящих помещений для открытия современных магазинов, поэтому развитие сети возможно преимущественно за счет поглощения существующего игрока. И это прежде всего касается иностранных сетей. По данным исследования CB Richard Ellis, Украина вошла в список 20 стран, наиболее привлекательных для развития европейских розничных сетей. Около 15% из 212 опрошенных крупнейших мировых сетей планируют в 2011 году инвестировать в Украину.Кстати, нынешним летом международная консалтинговая компания AT Kearney исключила Украину из сво­его списка наиболее привлекательных стран для инвестиций в розничный бизнес. По мнению Марины Крестининой, уменьшение страновых рисков, cтабилизация экономики и улучшение ситуации на потребительском рынке в 2010 г. возобновили желание международных ритейлеров развиваться на украинском рынке. Доказательством этого служит открытие в ТРЦ Sky Mall фирменных магазинов TopShop, Massimo Dutti, New Look, Okaidi, Obaibi, New Yorker, которые до сих пор не были представлены в Украине. При этом не стоит ожидать экспансии западных игроков — дефицит помещений в сегменте стрит-ритейла и в составе торговых центров является одним из основных входных барьеров для ритейлеров.

Теги: бизнес ритейл экономика
Источник: Статус Просмотров: 5210