Какие сферы производства перспективно осваивать отечественному МСБ?

Малый и средний бизнес в Украине нередко даже как предпринимательство не воспринимается. "В большинстве своем это базарный пролетариат — торговый средний класс, торговое среднее и малое предпринимательство, торговый мелкий капитал", — полагает Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий. Это и неудивительно, ведь именно в сферах продаж и предоставления услуг наиболее быстрый оборот денежных средств. Тем не менее практика развитых стран показывает, что средний класс, прежде всего, должен доминировать в производственном секторе.

"КАКИЕ СФЕРЫ ПРОИЗВОДСТВА ПЕРСПЕКТИВНО ОСВАИВАТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОМУ МСБ?"

Мнения чиновников

Анатолий Максюта, министр экономики Украины:

"Экономическая модель страны не должна опираться на развитие только крупного бизнеса или только малого и среднего. Все виды бизнеса нужно объединять в производственные комплексы. И если мы, к примеру, построим машиностроительный завод, который будет выпускать автомобили украинского производства (под любым брендом), то сами создадим площадку для развития множества мелких и средних производственных компаний, обслуживающих это предприятие.

Необходимо, чтобы структура экономики изменялась в сторону технологических производств. Если же будем развивать только сырьевые, то между крупным и малым бизнесом начнет образовываться все большая пропасть и соприкасаться они будут только через традиционную торговлю".

Юрий Сапронов, заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации по экономическим вопросам:

"В Харьковской области действует более 21 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса. Основные сферы их деятельности — торговля, производство стройматериалов и других товаров широкого потребления, а также пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственной продукции. В ближайшее время в регионе будет происходить увеличение численности предприятий именно производственных направлений и параллельное расширение поля активности МСБ за счет его вовлечения в технологичное инновационное производство и коммерциализацию научных разработок. Предпосылки для этого в нашем регионе очень серьезные — здесь сосредоточено до 56% основных средств научно-технической деятельности, 15% всех научно-исследовательских институтов Украины, 20% конструкторских и проектных организаций, около 16% научных сотрудников. В целом в регионе ежегодно выполняется более 10% от общего объема научно-технических работ Украины".

Мнения экспертов

Анатолий Гиршфельд, президент Индустриальной группы УПЭК, председатель Совета объединения организаций работодателей Харьковской области "Гранит":

"Согласен, что украинский мелкий и средний бизнес наиболее эффективно может развиваться в сфере производства и внедрения инноваций. Во всем мире наряду с крупной индустрией именно он является носителем инновационных идей. В Украине же, к сожалению, эта сфера все еще находится "в тени". Как руководитель индустриальной группы могу сказать, что крупным предприятиям выгодно сосредотачивать ресурсы на больших инновационных проектах, а ряд разработок передавать небольшим специализированным инженерным предприятиям".

Сергей Швец, кандидат экономических наук:

"Если говорить о предпочтениях самих предпринимателей, то для них более всего приемлемы производственные отрасли, связанные с обеспечением ежедневных потребностей покупателей, не требующие больших капиталовложений и дающие быстрый оборот средств. Это, к примеру, производство продуктов питания, медикаментов, одежды и обуви. Если же рассматривать незаполненные ниши, в которых мог бы развиваться малый и средний бизнес, то они имеются во всех отраслях экономики".

Арсен Аваков, депутат областного совета, глава Харьковской областной организации Всеукраинского объединения партии "Батьківщина":

"Мне крайне удивительна сама тема дискуссии, потому что в Украине нет производственных сфер, предпоч­тительных для малого и среднего бизнеса! Последние тренды отечественной политики показывают, что правительство намерено загнать МСБ "в тень" либо подчинить воле крупных корпораций. Яркий пример: мы ждали от нового Налогового кодекса упрощения системы отчетности, уменьшения количества налоговых пунк­тов, отмены НДС и пр. Но, вероятно, власти не нужен средний класс. Ее цель — получить вместо уверенного в себе и своих правах, экономически самодостаточного МСБ целый пласт заведомо виноватых, запуганных, а значит — управляемых бизнесменов, которые будут бояться всех без исключения представителей государственных органов".

Мнение предпринимателя

Валентин Переверзев, директор плодоовощного хозяйства "Рассвет":

"Производственная сфера для МСБ очень перспективна и в ней практически нет конкуренции. Но одновременно для развития производства существует множество препятствий. Я убедился в этом лично: хотел заняться выпуском рыбной продукции (разведение рыбы и ее копчение). Нашел заброшенный пруд и принялся выяснять, кому он принадлежит и как его, к примеру, взять в аренду. Вначале мне сказали, что он как бы ничей, о нем вообще забыли, а когда вспомнили с моей подачи, то на него начали претендовать сразу несколько крупных фабрик. И, естественно, местные власти посодействовали им (пруд достался тому, кто больше заплатил). Искал кредитной поддержки и у банков, но процент, под который они могли мне дать ссуду, был непомерно высоким. По мнению представителей финучреждений, рыбное производство — рисковая отрасль".

Мнение рефери

Эдуард Набока, исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Харьковщины:

"Производственные ниши для малого и среднего бизнеса имеются во всех сферах экономики. Возьмем, к примеру, легкую промышленность. Наши рынки переполнены корейской, китайской и турецкой продукцией. А могла бы продаваться отечественная, более качественная. Имеется статистика: более 80% всей одежды и обуви, которую покупают и носят украинцы, — импортного производства. На собственном рынке отечественные производители прочно удерживают только одну-единственную нишу — изготовление носков. И если в 1990 году легкая промышленность обеспечивала до 10% ВВП, то сегодня — менее 1%.

Украинским производственникам с нашими высокими налогами не под силу конкурировать с импортной продукцией. Ведь, к примеру, средняя таможенная стоимость заморского мужского костюма составляет всего $3,27, а женского — $3,17. Кожаная обувь заво­зится по $8,35. Вот с этих мизерных сумм уплачиваются пошлина и НДС. В продаже же они, соответственно, появляются уже по другой цене. Кроме того, вход на украинский рынок для любой иностранной компании предельно прост. А ведь развитые страны свои рынки тщательно защищают от всего импортного".

Теги: бизнес производство малый бизнес совет
Источник: Статус Просмотров: 3491