Наталья Палий, руководитель проектов бизнес-школы МИМ-Киев, рассказала о секретах ведущих нишевых бизнесов.

Исследование трендов развития малого и среднего бизнеса, проведенное под эгидой Центрально- и Восточноевропейской ассоциации развития менеджмента (CEEMAN), показало наличие так называемых "скрытых чемпионов" - нишевых бизнесов, лидирующих на мировых рынках.

Впервые термин"скрытые чемпионы" озвучил немецкий ученый и консультант Герман Зимон (Hermann Simon) в 90-х гг. прошлого века. Так он назвал малые и средние нишевые бизнесы, ориентированные на экспорт, которые стали лидерами на рынках Европы и мира, но остались неизвестными широкой общественности, в том числе финансовой.

В Центральной и Восточной Европе было обнаружено около 300 нишевых компаний, лидирующих в своих сегментах

В ходе исследования (в Украине исследование проводила бизнес-школа МИМ-Киев) в Центральной и Восточной Европе было обнаружено около 300 компаний, в основном работающих в сферах ІТ, машиностроения, электроники, однако информацию о себе для дальнейшего анализа согласились предоставить лишь половина.

Чемпионы новой волны

Герман Зимон, говоря о "скрытых чемпионах" в Германии, отмечает привычку бизнеса "к переходу границы", связанную с большим числом входящих в состав страны земель, а также наличие узких компетенций (например, хорошей математической школы) и некую ментальную интернационализацию: немцы даже отпуска зачастую проводят заграницей.

Эти причины не так бесспорны для скрытых чемпионов "второй волны". Так, выходы на внешние рынки – это скорее следствие некоторой узости (или, в случае Украины, неразвитости) рынков внутренних. Специализированные компетенции – зачастую не данность, а приобретенное качество: в странах, не имеющих доступа к природному сырью, просто вынуждены создавать для себя интеллектуальные преимущества. И наконец, ментальная интернационализация – характеристика, безусловно, свойственная Чехии или Словении. В Украине она скорее выражается в стремлении сначала выйти на рынок СНГ, а потом уже покорять Европу.

Скрытые чемпионы "второй волны" просто вынуждены искать интеллектуальные преимущества

Это не единственные отличия классических "Зимоновских" чемпионов от их молодых аналогов, однако все они подпадают под трехступенчатое описание стратегии, предлагаемое ученым. Так, ядром модели "скрытых чемпионов" является харизматичное лидерство и амбициозные цели. Второй концентрический круг - инновации, глубина разработок и квалифицированный персонал. И наконец, третий - фокусировка на отдельном продукте, поддержание уникальных преимуществ, близость к потребителю, глобальная ориентация.

Заметим, что "скрытые чемпионы" ЦВЕ значительно моложе своих немецких "коллег", что делает их более гибкими, клиентоориентированными, быстрыми в переходе к новым итерациям продукта, доверяющими предпринимательской интуиции.

Ноу-хау в руководстве

Инновативность требует от "скрытых чемпионов" не только изобретательности, но и специфической корпоративной культуры. Роль лидера в этих процессах трудно переоценить. "Скрытые чемпионы" вообще очень сильно зависят от своих руководителей – обычно это харизматичные личности и высококлассные эксперты в своей сфере. Им, с одной стороны, нужно сплотить и повести за собой команду, а с другой – не зажимать персональную инициативу отдельного сотрудника.

Компании используют разные подходы к решению этой проблемы – от формирования "плоской" структуры организации до создания своеобразной внутренней иерархии, при которой корпоративные награды и уважение коллег являются не менее статусными, чем высокие должности. Разработка же инноваций стимулируется за счет возможности для любого сотрудника возглавить проект и получить процент от прибыли.

Обычно руководители таких бизнесов - харизматичные личности и высококлассные эксперты в своей сфере

Также такие компании ориентированы на пристальное изучение смежных сфер, участие в отраслевых конференциях - на все, что позволяет "улавливать слабые сигналы рынка" и мгновенно реагировать на них.

Осторожное партнерство и трансформация стратегии

Срытых чемпионов характеризует открытость, инновационность, работа преимущественно в B2В сегменте и небольшие объемы бизнеса. Они испытывают потребность в финансировании, но не могут его получить от венчурных или институциональных инвесторов - в силу небольших объемов и "непубличности". Это создает предпосылки для осторожного, но активного налаживания партнерств.

Такие бизнесы четко прописывают все процедуры заключения партнерств, в том числе защиту коммерческой тайны, распределение прав на конечный продукт. При этом патентование особой популярностью не пользуется – из-за трудоемкости и возможности утечки информации.

Скрытые чемпионы скрупулезно отбирают партнеров и детально оформляют отношения

При всей своей молодости скрытые чемпионы уже столкнулись с проблемой смены поколений собственников, отхода собственников от управления и возникающей в связи с этим дилеммы сохранения или трансформации стратегии. Некоторые собственники второго поколения даже готовы трансформировать семейный (нередкое явление среди скрытых чемпионов) бизнес в бизнес "с друзьями", чтобы безболезненно изменить генеральный курс развития. Если же компания желает сохранить первоначальную стратегию, прежний собственник обычно остается вовлеченным в бизнес в роли консультанта.

Оставаться скрытыми

"Скрытые чемпионы предпочитают оставаться скрытыми" – таким мог бы быть лейтмотив исследования. На сложность обнаружения нишевых бизнесов и их неохотное участие жаловались представители всех стран – участниц исследования. С трудом обнаруженные украинские скрытые чемпионы в большинстве оказались абсолютно не заинтересованы в своем продвижении и раскрытии какой-либо информации, особенно финансовой. Бизнесы опасаются поглощений, санкций, любых других "недружественных" движений в свою сторону.

Скрытые чемпионы не заинтересованы в своем продвижении и раскрытии какой-либо информации, особенно финансовой

При этом во всем мире именно малый и средний бизнес считается движущей силой развития экономики, в развитых странах он формирует до 90% ВВП (в Украине этот показатель едва дотягивает до 30%). Герман Зимон склонен считать, что именно скрытые чемпионы станут драйверами прогресса и главным носителем инноваций.

Но для этого нужны шаги скорее в сфере ценностей, чем финансов: развитие предпринимательской культуры, ментальная и культурная интернационализация и, конечно же, поддержка государства, формирование благоприятной бизнес-среды. Тогда, возможно, в Украине начнет сбываться прогноз одного из экспертов: стремясь к диверсификации и эффективности, крупные бизнесы будут создавать "скрытых чемпионов" внутри себя.

Теги: свой бизнес нишевый бизнес
Источник: netnews.ua Просмотров: 1664