Елена, с недавних пор многие заговорили о спросе на ручной труд, о креативном подходе к такому производству. Чем вызван такой интерес к handmade?


На сегодняшний день не существует исследования об объёме мирового рынка handmade. Но по отдельным данным можно составить приблизительную картину. К примеру, согласно опросу, в Британии 85% взрослого населения хотя бы раз в год покупало handmade, тогда как в 2004-м доля была около 15%. В денежном выражении это составляло 560 млн. фунтов и 1,4 млрд. фунтов соответственно. 

По данным из открытых источников о странах-лидерах потребления handmade, доля Британии составляет около 10%, а соответственно можно предположить, что объем мирового рынка в 2015 году был не менее 18 млрд. долларов. 
Etsy, как площадка, специализирующаяся исключительно на продажах handmade изделий, очень информативно показывает динамику ежегодного прироста рынка handmade (см.график).  

Знаковым событием 2015 года является открытие на Amazon, где зарегистрировано 280 млн. пользователей и совершается около 20% всех мировых интернет продаж, направления handmade. Здесь, в отличие от Etsy, мастеру выдвигаются серьезные требования, такие как наличие бренда, упаковки, просят прислать фотографии мастерской, где производится изделие.  Есть еще много более и менее значимых событий, цифр и фактов, доказывающих, что handmade – это динамично развивающийся сектор креативной экономики, растущий тренд, вытесняющий массовое производство. 

Для каких стран характерна активная покупка товаров, созданных ручным трудом?

Есть два стимулирующих фактора — общий высокий достаток населения плюс культура покупки сделанного вручную продукта. Например, Швейцария отличается высоким уровнем развития культуры брендов, интерес к handmade низок. А вот жители США ценят энергетику ручного труда.

Они понимают, насколько платье, созданное вручную, круче масс-маркета. Откуда у американцев такая любовь? Они активно занимаются handmade как арт-терапией, пытаясь сделать что-либо сами. Понимают, насколько это сложно, энергетически затратно: отсюда рост культуры покупки handmade.

Поэтому сейчас почти 80% потребления приходится на США, второе место – Великобритания (10%). Далее идут Канада (4%), Франция (2%), Германия (1%). Когда стало понятно, что handmade стремительно становится индустрией, были попытки некоторых стран замкнуть рынок внутри. Например, Франция создавала интернет-площадки только для местного населения. Или американский случай: Artfire.com, который изначально задумывался как площадка американских мастеров для американских потребителей.

Но все эти попытки потерпели оглушительный крах по причине отсутствия достойного предложения. 

Сегодняшний спрос на изделия ручной работы существенно превышает предложение. Например, на площадке Etsy зарегистрировано 24 млн. покупателей и только 1,5 млн. продавцов. Поэтому, в конце концов, практически все из более чем 250 интернет-площадок, реализующих такие товары, открыты для мастеров со всего мира. И поэтому у Украины сейчас огромные перспективы.

Как начиналась работа с украинскими мастерами? 

Старт нашей деятельности припал на ноябрь 2014-го, цель – показать Украину как страну мастеров, делающих самые красивые и качественные изделия ручной работы в мире. Сейчас представлено около 5000 товаров от тысячи творцов. Семь рубрик: товары для детей, украшения, аксессуары, дом/декор, одежда/обувь, подарки, искусство/винтаж.

Мастера сами загружают свои изделия, но только после тщательной модерации. Проверка качества фото, уникальность и эстетика изделия, цена на работу, которую мастер устанавливает сам. Мы выбираем только хороший ассортимент, хотим, чтобы, заходя к нам на платформу, покупатель удивлялся его качеству, хорошим ценам и сервису. 

После того, как изделие прошло модерацию, с ним начинают работать дизайнеры, копирайтеры, маркетологи и специалисты по продажам. Бывает, что изделие полностью соответствует ожиданиям рынка, а бывает, что наши дизайнеры дают мастеру ряд рекомендаций, после которых, к удивлению самого же мастера, изделия начинают продаваться. 

Участие мастеров в проекте полностью бесплатно. Мы берем процент с покупателя. Причем часть цены доставки вкладываем в цену на сайте. Согласитесь, психологически легче заплатить за товар 25 долларов, и 5 долларов доставка, чем 15 за изделие и 15 за доставку. 

Какой сейчас средний чек для изделий handmade?

Лучше всего продается товар ручной работы сегмента около 20 долларов. Это та сумма, с которой несложно расстаться, чтобы получить вещь "с изюминкой". А вот в сегменте 5 долларов нам нет смысла конкурировать, когда минимальная стоимость доставки из Украины составляет 6 долларов.

Как люди начинают заниматься handmade?

Западный способ, особенно характерный для США — приход через арт-терапию, различные медитативные практики. Но есть и славянский: когда сложные времена, надо что-то делать. Этот путь прошла, к примеру, Словакия после бархатной революции, расставания с чехами. У них практически не осталось промышленности, мужчины разъехались по разным странам зарабатывать деньги, а женщины начали шить-вышивать, пытаясь продавать этот весь handmade. По факту сейчас словацкие вязаные вещи, кожгалантерея весьма узнаваемы в мире. 

Украинцы часто начинают с того, что пытаются как-то облегчить финансовое положение семьи: вяжут носочки сыну, свитер мужу. Затем возникает робкое намерение монетизировать плоды ручной работы. Порой это – желание возродить родовые традиции (та же керамика с вышивкой).

Может ли мастер реализовывать свой handmade товар самостоятельно?

Безусловно. Большинство поступает именно так. Хотя согласно даже украинскому опыту, лучше продаются плоды ручной работы тех авторов, которые передали эту ответственность другим. Продажа — достаточно монотонный, непростой процесс, малоинтересный творческим людям.

Лена Мисник со своими закладками myBookmark, бренд Ohhio, предлагающий вещи с крупной вязкой — все эти успешные handmade проекты прошлого года работали с маркетинговыми командами. Тем не менее, наши люди пытаются все сделать сами: очень переживают, что на них кто-то будет зарабатывать…

У нас были случаи, когда мастера решали работать через Etsy, а потом возвращались, дескать, продажи не достигли расчетных объемов.

Какие же преимущества работы с командой?

Мы берем на себя аналитическую работу и маркетинг. К примеру, если говорить об интерьере, то в моде сейчас скандинавский дизайн, вещи из цельной грубо обработанной древесины.  Такое найдет своего покупателя при адекватной цене. И если мастер придет к нам, мы ему посоветуем, что изменить, прежде чем выходить на рынки стран. Есть нюансы, которые узнаешь только на практике. 

Для продвижения работ используем различные методы. Самый простой – переразмещение наших мастеров между площадками. Etsy дает около 20% продаж handmade, но есть и другие, около 250 площадок, они существенно отличаются друг от друга, как и отличаются вкусы людей разных стран. Хороший результат дает рассказ об авторе, размещение статей и комментариев в иностранных СМИ, блогах и социальных сетях.

Команда Three Snails коммуницирует handmade как материализацию украинской культуры, о которой много пишем. Особенно ценятся истории о наших традициях, о династиях украинских ремесленников, о смыслах орнаментов и узоров. Клиенты хотят знать, кто сделал эти бусы или расписал тарелку, как он к этому пришел. Вещь с историей ценнее просто вещи. Как правило, продажи возрастают. 

И все же, о чем должен знать мастер, если решит продвигать свои работы сам?

Надо знать, чего хочет рынок handmade, постоянно отслеживать тенденции просчитывать величину комиссии площадок и платежных систем, специфику работы логистических компаний, уточнять все тонкости работы. Например, если вы заводите магазин на Amazon, то это $40 ежемесячной оплаты. Другие площадки тоже берут плату либо процент от продаж. Нужно учитывать комиссии платежных систем, процент порчи, утери товара при доставке.

Теги: бизнес handmade ручная работа three snail елена вечканова
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2503