Благодаря телевидению в Украине появился спрос на услуги художников, рисующих песком. Если до 2009 года они могли продать один-два номера в месяц, то теперь 15 заказов для них не предел.

Что такое песочная анимация большинство украинцев узнали в 2009 году благодаря Ксении Симоновой — победительнице шоу "Україна має талант". Именно поэтому Вероника Сывороткина, создатель "Театра Живой Скульптуры", освоившая технику рисования песком еще до телешоу, благодарна Ксении, пожалуй, как никто другой. "Если раньше я обращалась к постоянным клиентам и помимо своих основных услуг ("живые столы" и боди-арт — подробнее см. "Вдохнуть жизнь", "ВД" №30-31, 2008 г.) предлагала песочное шоу, никто и слышать об этом не хотел. Но когда Ксения Симонова достойно представила этот жанр, он стал интересен многим. Его начали часто заказывать", — вспоминает Вероника Сывороткина. Еженедельно она проводит в среднем четыре таких шоу. И все чаще среди клиентов — состоятельная публика, что не может не радовать предпринимателя.

Динамично, значит, эффектно

Впервые песочную анимацию использовала канадский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф. Мультфильм The Owl Who Married a Goose: An Eskimo Legend ("Сова, которая женила гуся: эскимосская легенда") был создан ею еще в 1974 году. Позже ее опыт переняли и советские мультипликаторы. Кстати, среди них был и известный украинский художник Евгений Сивоконь. Он также попробовал свои силы в порошковой анимации и создал два мультфильма: "Засыплет снег дороги" (вместо снега было использовано 3 кг соли) и "Компромикс" (о борьбе добра и зла, с использованием белого и черного порошков).

Современные sand-артисты тоже готовы рисовать с помощью чего угодно: круп, специй, молотого кофе, соли, сахара… "Однако при выборе материала стоит учитывать тот факт, что чем крупнее фракция, тем сложнее и хуже будут получаться мелкие штрихи. Я как-то пробовала рисовать с помощью манной крупы. Она крупнее, чем песок, поэтому ее "покорить" намного сложнее, — поясняет Светлана Тельбух, руководитель авторской студии песочной анимации Art-you. — Да и песок у всех художников разный: у кого-то крупнее, у кого-то мельче. Поэтому у каждого артиста и вырабатывается свой почерк". Место, откуда взят песок для рисования, — одна из профессиональных тайн аниматоров.

Чуть ли не все украинские sand-артисты — это художники, начинавшие самостоятельно осваивать направление. Например, Татьяне Дейнеко для старта потребовалось совсем немного: вдохновение, стол и песок. Первый стол был сделан из подручных средств: лист стекла и картон для изготовления бортиков. Песок самый обыкновенный — очищенный речной. "Когда увлечение песочной анимацией переросло в профессиональное занятие, потребовался специальный стол с подсветкой и прочее оборудование: камера, штатив, проектор", — вспоминает Татьяна Дейнеко, творческий руководитель студии "Эстет".

Со стороны работа "песочного" художника похожа, скорее, на развлечение, чем на кропотливый труд. Он просто рисует песком на стеклянной поверхности, подсвеченной снизу. "На самом деле за кадром остаются ежедневные тренировки. Потому что если сегодня я не потренируюсь, завтра уже не смогу выступить достойно: нанести изображение чисто и быстро", — говорит Вероника Сывороткина.

"Одна из составляющих успеха — это динамичность песочного шоу. Скорость рисования и частота смены кадров должна быть достаточно высокой, чтобы у зрителя не пропал интерес. Ведь песочная анимация — это не просто набор из эффектных картинок. У каждого песочного шоу должна быть своя сюжетная линия, изображения — связаны между собой идейно и композиционно, а созданный видеоряд должен сопровождаться музыкой", — поясняет художник по песочной анимации Татьяна Дейнеко.

Обычно песочное шоу длится 10 минут. За это время художник успевает нарисовать до 10 картинок. Стоимость такого перформанса — около 5 тыс. грн. И это в том случае, если заказана стандартная программа. Если же необходимо разработать сюжетную линию под конкретное мероприятие или заказчика, то сумма возрастает в два-три раза. На подготовку и создание индивидуального песочного шоу у художников уходит от двух до четырех недель. Причем в работе задействованы три-четыре человека. "За создание конечного продукта у нас отвечают менеджер, ведущий клиента, непосредственно сам художник, звукорежиссер и я как руководитель проекта, — говорит Светлана Тельбух. — В некоторых случаях я могу выполнять и роль художника, и роль переговорщика".

Текущие проблемы

В Украине насчитывается около 10 песочных аниматоров. Половина работает в созданных ими же студиях, половина — индивидуально. Основной доход sand-артистам (около 70-90%) приносит корпоративный сегмент. "Темы заказов могут быть самые разные. Это презентации автомобилей, бутиков, супермаркетов, компаний из банковского и страхового секторов, — конкретизирует Татьяна Дейнеко. В процентном соотношении из общего числа заказов: презентации — 45%, корпоративы — 25%, свадьбы и ДР — по 15%". По словам собеседницы "ВД", до 70% продаж осуществляется через ивенторов. А те, в свою очередь, подтверждают рост спроса на услугу: чуть ли не каждый 10-й корпоративный заказчик просит включить в программу песочную анимацию. "Несмотря на такой активный спрос на данную услугу, содержать в штате собственного художника агентству невыгодно, — говорит Инна Самойлова, директор ивент-агентства "Веселун". — Главное, найти надежного и креативного аниматора на аутсорсинге. Дело в том, что сейчас на рынке появились демпингующие "творцы". Однако их уровень работ оставляет желать лучшего".

Другие игроки тоже подтвердили эту тенденцию. По словам Светланы Тельбух, в одном донецком ивент-агентстве не хотели с ними разговаривать, пока не узнали, что их беспокоят песочные аниматоры из Харькова. Оказывается, кто-то из донецких sand-артистов уже успел скомпрометировать данную услугу, завлекая клиентов низкими ценами. А Веронике Сывороткиной как-то пришлось общаться с художником-подражателем, который просто точь-в-точь копировал ее номера, выложенные в Сети. И на вопрос о плагиате просто ответил: "Считайте меня своим учеником".

Чтобы хоть как-то застраховаться от недобросовестной конкуренции, среди профессионалов, работающих на рынке песочной анимации, существует негласный договор — "правильное" шоу должно стоить не меньше 5 тыс. грн. Сами аниматоры признаются, что этот уровень цен доступен далеко не каждому, даже корпоративному клиенту. А для пущей важности кивают в сторону России и Запада, где подобные перформансы обходятся заказчику в сумму $3-5 тыс. На данный момент среди украинских художников по западноевропейским ценам работает только Ксения Симонова.

Признания в любви на песке

Количество частных заказов в портфеле песочных дел мастеров не велико – 10-20%. Но их особенность в том, что нередко клиенты сами становятся участниками шоу. Этот момент подтолкнул некоторых игроков организовать обучающие курсы. "В последнее время у меня очень много заказов на обучение, но не с профессиональной целью, а с целью удивить, — делится Вероника Сывороткина. — Например, на свадьбе историю любви начинаю рисовать я, а заканчивает жених. Он добавляет последнюю картинку и пишет "Я тебя люблю".

Однако по такому пути пошли единицы игроков. Да и для них обучающее направление скорее еще одна форма самовыражения, нежели бизнес. "У меня в студии более 30 учеников, взрослых и детей, — говорит Светлана Тельбух. — Студия себя окупает, но это все равно в первую очередь удовольствие и имидж. Мне и моим художникам просто нравится преподавать". Еще одна обучающая sand-студия находится в Одессе.

Впрочем, как только песочные аниматоры поймут финансовую привлекательность обучающих программ, то рынок выйдет на новый этап развития. Это доказывает пример российской студии рисования песком SandPRO, которой удалось за пару лет по франчайзинговой схеме открыть 16 студий. Причем пять из них работают в Москве, две — в Казахстане, остальные — в городах России. Бизнес SandPRO базируется не только на разработке выступлений под заказ и создании роликов, но и на обучении детей и взрослых рисованию песком, а корпоративным заказчикам предлагается проведение выездных мастер-классов и тренингов.

Ну а пока украинские мастера популяризуют свои шоу на арт-конкурсах и фестивалях. Светлана Тельбух также находит эффективным участие в праздничных мероприятиях на региональном уровне. Иные каналы офлайн продвижения пока что не дают ощутимых результатов, так как часть украинцев все равно еще не до конца понимают, что такое sand-art. Всем вначале нужно увидеть, чтобы понять, о чем идет речь. Но поскольку интерес к этому направлению стремительно растет, песочные аниматоры оптимистично смотрят на развитие своего бизнеса, резонно полагая, что в ближайшие год-два их ряды пополнятся еще 10 новыми игроками.

Теги: бизнес искусство идея бизнеса
Источник: власть денег Просмотров: 3640