Какими были основные тенденции на рынке автокредитования в 2011 году? Что изменилось в условиях для заемщиков?

Светлана Фридрихсон, начальник управления развития кредитных продуктов VAB Банка

С начала года и вплоть до октября-2011 на кредитном рынке наблюдалось активное наращивание объемов кредитования на фоне постепенного снижения уровня процентных ставок, увеличения сроков кредитования и максимальных сумм займа. Особенно заметны эти тенденции были в сегменте автокредитования, так как здесь конкуренция среди банков была наиболее ощутимой.

Большинство банков выбрали направления автокредитования в качестве приоритетного. При относительной краткосрочности данного актива (средний срок погашения автокредитов составляет 2,5-3 года), такой кредит обеспечен залогом, что снижает его риски, по сравнению с кредитами наличными и потребительскими кредитами на товары.

Следствием высокой конкуренции в данном сегменте стало снижение величины первоначального взноса на кредит с 40–50% в начале года до 10%, а в некоторых случаях и до 0% ближе к августу-2011. Сроки кредитования выросли в среднем до 7 лет, хотя некоторые банки предлагали даже 10 лет. Процентные ставки снизились в среднем с 25-30% годовых в начале года до 15% годовых в конце. Кроме того, банки активно развивали совместные партнерские программы с автосалонами и страховыми компаниями, в рамках которых клиенты получали возможность оформить кредит практически по нулевым процентным ставкам на определенный период.

Владимир Буданов, заместитель начальника департамента розничных продуктов ВТБ Банка

Главной особенностью рынка автокредитования в этом году стало его развитие. В начале прошлого года кредитные автомобили в общих продажах машин составляли около 5%. К осени 2011 года эта цифра достигла 20%. Это говорит о значительном оживлении рынка. Наш банк, например, в ноябре 2011 года оформил автокредитов в 4 раза больше, чем в ноябре 2010 года. Если сравнивать ноябрь и октябрь 2011 года, то продажи в ноябре выросли на 15%.

Также можно говорить об улучшении условий автокредитования до показателей 2008 года. У некоторых банков работают программы автокредитования на семилетний срок. Ряд банков, в том числе наш, предлагают автокредиты без первоначального взноса.

Процентные ставки постепенно снижались на протяжении года. Единственным этапом незначительного роста в цене автокредитов стала осень, когда банки столкнулись с дефицитом гривны.

В 2011 году украинцы отдавали предпочтение более дешевым автомобилям. Сегмент рынка, который в прошлом году покупал бывшие в употреблении автомобили, в этом году вышел в сегмент новых автомобилей. Это было связано как с улучшением ситуации в экономике страны, платежеспособности населения, так и с тем, что выросло число банков-конкурентов на рынке автокредитования, что повлекло улучшение условий кредитования и доступность кредитов в целом.

Рынок автокредитования вышел из кризиса, банки стали упрощать процедуры проверок заемщиков, гибче подходить к оценке платежеспособности. Определенный ажиотаж на рынке вызвала информация о введении пошлин на ввозимые автомобили.

Игорь Дорошенко, председатель правления Банка Русский Стандарт

Ключевым для характеристики рынка автокредитования в 2011 году будет слово "активизация". Рынок в текущем году не только стабилизировался, но и активно рос. Мы видели явное оживление кредитных программ и увеличение предложений банков. И процентные ставки, как следствие достаточно жесткой конкуренции, постепенно снижались. Средние ставки по кредитам на приобретение автомобиля зимой-весной 2011 года снизились до 16-19% годовых.

Банки достаточно активно осуществляли пересмотр действующих программ по автокредитованию, в частности, снижали первоначальный взнос, уменьшали процентные ставки и комиссии, а также фокусировались на работе с партнерами: автосалонами и автодилерами. Можно отметить снижение первоначальных авансовых платежей, в среднем, до 15-20%.

Чт. также: Автокредиты стали еще доступнее

Если сравнивать с 2010 годом, в целом, количество кредитных сделок выросло. Доля "кредитных" автомобилей в 2010 году была на уровне 12%, а в 2011 году выросла до 15-20%. В то же время это вдвое меньше, чем в докризисных 2007-2008 годах, когда автомобили в кредит занимали свыше 50% в общем объеме продаж.

Конец августа-начало сентября стали своеобразным переломным для банков периодом, который не только немного подпортил существующие результаты, но и скорректировал планы по дальнейшему развитию кредитования многих украинских финучреждений. Столкнувшись осенью-2011 с оттоком средств вкладчиков с гривневых счетов, общей недостаточностью гривневой ликвидности в банковской системе и значительным повышением стоимости привлекаемых ресурсов, банки вынуждены были повышать процентные ставки по всем своим долгосрочным кредитным программам. В течение октября-ноября-2011 проценты по кредитам на автомобили увеличились на 2-3 пункта. И рост ставок по программам автокредитования будет наблюдаться как минимум до конца текущего года. Думаю, что и в первых месяцах следующего года этот процесс будет продолжаться.

Теги: личный капитал автокредиты автокредитование
Источник: prostobank.ua Просмотров: 1445