Мало научиться водить автомобиль, гораздо важнее - уметь адекватно реагировать на внезапное изменение дорожной ситуации.

"Благодаря курсам контраварийного вождения я избавилась от панического страха грузовиков", -- рассказала финансист Анна Стешенко. По ее словам, уже после начального курса появилась большая уверенность в том, как поступить в той или иной сложной ситуации на дороге. "До курсов я считала себя хорошим водителем, несмотря на некоторые страхи, а после их окончания я поняла, насколько я была самоуверенной", -- критикует себя г-жа Стешенко. Зато теперь, трезво оценивая свои возможности, по словам девушки, за рулем она чувствует себя очень спокойно.

А Инне Кравчук и ее пассажирам контраварийная подготовка так просто спасла жизнь - она на загородной трассе сумела увернуться от вылетевшей на встречную полосу легковушки. "Навыков хватило, чтобы не запаниковать, чтобы просчитать его и свою траекторию, а значит - избежать столкновения, -- рассказывает она. - Потом, правда, я почти сорок минут пыталась унять дрожащие руки".

Чему учат на курсах

Анализ дорожной обстановки, изучение наиболее частых аварий и их причин, ловкое маневрирование между препятствиями -- этому и не только учат на курсах контраварийного вождения. Однако сначала курсантам придется научиться многим мелочам, которые вовсе и не мелочи: например, от правильной настройки сиденья и зеркал напрямую зависит безопасность езды. Качество и скорость маневрирования непосредственно связаны с умением правильно держать руль и управлять им, "не запутываясь в руках". После этих первых шагов начинают учить собственно безопасному вождению: как быстро принимать решения, "не впадать в ступор" при возникновении дорожных "сюрпризов", а также прогнозировать ситуацию: побежит ли пешеход на проезжую часть, притормозит ли едущий впереди автомобиль, какое авто способно "подрезать".

Юрий Лукьяненко, имея десятилетний опыт вождения, сначала очень скептически относился к программе обучения на таких курсах. "Мне казалось, что за ерунду они преподают -- объезжать конусы. Но, как оказалось, я могу проехать и не задеть ни один только при медленном движении. Ускоряясь, я либо сбивал их, либо очень сильно "вилял" автомобилем", - поделился г-н Лукьяненко. Школа все-таки пригодилась: в итоге он научился быстро и без ошибок объезжать всевозможные препятствия, "выходить из заноса" и правильно тормозить.

Цена безопасности

Контраварийные курсы стоят недешево. Особенно если обучение проходит на автомобиле, принадлежащем школе. Например, в Киеве одно занятие, где научат правильно и безопасно управлять авто в зимний период, стоит 250 грн на своей машине и в два раза дороже - на машине центра. Конечно, цена и срок обучения зависят от выбранной программы. Начальный курс длится 15 часов -- пять дней по три часа. Некоторые программы рассчитаны на 6 часов -- три дня по два часа. Как сообщили "Деньгам", за шестичасовое обучение придется заплатить минимум 1500 грн.

А еще после обучения на своем авто придется поменять шины, поскольку за время обучения прежние износятся окончательно. То есть к стоимости курса прибавляются траты на новые шины -- что-то около 2,5-4 тыс. грн. Ну и придется дополнительно тратиться на заправку: час катания - это минимум 50 грн на бензин. В результате расходы на усовершенствование навыков вождения выльются в 4--10 тыс. грн.

Как выбрать курсы

Современные школы проводят контраварийную подготовку для водителей разного уровня -- от начинающих до "продвинутых". "Новичков учат, как себя вести на дороге, чувствовать авто, а "продвинутые" получают знания, как экстренно тормозить, выполнять сложные маневры", - рассказала корреспонденту "Денег" администратор одной из школ. При выборе курса нужно ориентироваться, конечно, на свой уровень вождения и на личные цели. Например, если хочется лучше узнать свои возможности и ознакомиться с основными методами безопасного вождения, можно записаться на короткий двухчасовой курс. Чтобы усовершенствовать свое мастерство, лучше пройти полный курс обучения - от основ руления до выполнения разворотов на 180 градусов. Выбирая саму школу, необходимо поинтересоваться, есть ли у нее собственный тренажер, свои площадки, что конкретно входит в программу обучения. Ну и напоследок не помешают отзывы выпускников курсов. Если привязываться к программе школы нет никакого желания, можно нанять частного инструктора. Главное - убедиться, что инструктор квалифицированный, а это значит, что придется спросить о нем у его учеников. Стоимость индивидуальной программы, как правило, меньше школьной - от 120 грн за полуторачасовое занятие.

Алексей Мочанов, автомобильный эксперт, испытатель, гоночный пилот:

- Основная проблема наших автошкол - в них не учат ездить, а готовят к сдаче экзаменов в ГАИ. И это плохо, поскольку обучающиеся не получают достаточных знаний и навыков, как вести себя в сложной ситуации на дороге. Чтобы чувствовать себя уверенно за рулем и научиться хорошо управлять автомобилем, лучше всего пройти специальные контраварийные курсы. Они будут полезны как начинающим водителям, так и имеющим немалый стаж вождения. Поскольку мастерство определяется не столько стажем, сколько количеством и качеством пройденных километров.

Выбирая курсы или инструктора, важно учесть как опыт преподавания, количество выпускников, так и маршруты и обучающие программы. Например, если школа имеет тысячи выпускников, а обучение проходит в любую погоду, разное время суток и в разных условиях движения - от городских улиц до загородной трассы, -- то такой школе можно вполне довериться.

Анатолий Бурбеза, двукратный чемпион Украины по автослалому, гендиректор журнала "За рулем":

- Курсы контраварийного вождения полезны всем. Конечно, кому-то навыки, полученные на курсах, могут ни разу не понадобиться, а кто-то, благодаря курсам, может избежать многих неприятных ситуаций на дороге. Ведь основа курсов контраварийного вождения -- это упражнение на прогнозирование и разрешение опасных ситуаций. Причем обучение нужно начинать с самого, казалось бы, элементарного. Например, с положения рук на руле и навыков руления, как быстро остановить автомобиль и научиться принимать верное решение при дефиците времени.

Какие программы есть и сколько они стоят (нажмите на таблицу, чтобы увидеть ее полностью).

Город

Курс

Чему учат

Длительность

Стоимость курса, грн

Где искать

Киев

Начальная подготовка. Асфальт

Изучения габаритов автомобиля; курс парковки; отработка грамотных приемов руления; безопасное прохождение поворотов; задний ход; подбор правильной дистанции на скорости

15 часов

5000

www.orange-drive.com.ua

Киев

Зимний курс

Особенности техники вождения в зимних условиях; стабилизация автомобиля при сносах, заносах и вращениях; экстренный объезд препятствия; экстренное торможение

6–16 часов

1500– 4000

www.driveclub.kiev.ua

Днепропетровск

Программа "Гололед"

Чувство сноса, заноса автомобиля; приемы управления, навыки и умения, позволяющие стабилизировать автомобиль при потере устойчивости и управляемости

2–2,5 часа

220–275

www.autokurs.dp.ua

Донецк

Усовершенствование техники управления автомобилем

Езда в нестандартных ситуациях; ускоренное маневрирование; экстренное торможение

2 часа

180

www.ezda.com.ua

Харьков

Контраварийная подготовка

В процессе занятия у водителя вырабатываются "моторные" реакции на поведение автомобиля, определенная последовательность действий рулем, специфическое дросселирование, чувство прогноза развития событий

10 часов

2200

www.m-sport.com.ua

Резюме:
Полные затраты на приличный курс контраварийного вождения стартуют с 4 тыс. грн. Это соизмеримо с расходами на ремонт авто, побывавшего в довольно умеренном ДТП.

Теги: авто автокурсы
Источник: деньги Просмотров: 2486