"Реклама в Facebook не выглядит как привычная реклама, поскольку исходит от ваших друзей", - утверждает Тим Кендалл, директор по монетизации Facebook. Крупнейшая социальная сеть интернета, в июне 2011-го насчитывающая 750 млн пользователей со всего мира, открыла бизнесу новые возможности заработка и продвижения при минимальных затратах.

Сегодня многие мои приятели ведут странички в соцсетях. Но они не только общаются с коллегами, друзьями и одноклассниками. Эти люди зарабатывают деньги, будучи простыми пользователями. Большинство из них продают через Facebook или "ВКонтакте" товары, сделанные своими руками. Причем в раскрутку и продвижение собственных брендов ребята не вкладывают ни копейки. "Благодаря социальным сетям вы можете использовать индивидуальный подход и предлагать каждому конкретному покупателю те товары или услуги, которые с большой долей вероятности нужны ему, исходя из его интересов и предпочтений", - говорит Виктория Тигипко, управляющий директор и соучредитель венчурного фонда TA Venture.

Тысячи бизнесов успешно работают в социальных сетях. Microsoft Украина призывает Facebook-фанов подписаться на рассылку своих вакансий, сеть бытовой техники и электроники Comfy в соцсети разыгрывает iPod'ы, MacDonald's продвигает позиции своего меню в "игровой" форме, предлагая собрать "лайки" с Facebook, а сеть косметики и парфюмерии Watsons обещает скидки для подписчиков своего сайта и т. д.

Продвижение через соцсети иногда оказывается эффективнее традиционной рекламы. Пользователи социальных сетей имеют гораздо более тесные связи, чем в других медиаканалах. В интернете легче найти целевую аудиторию, объединить людей, имеющих общие интересы, отслеживать вкусы и предпочтения потребителей. "Соцсети очень интересны как площадки для продвижения. Они дают возможность таргетировать аудиторию по различным параметрам (пол, возраст и т. д.), что делает продвижение наиболее эффективным", - отмечает Валерий Вавилов, представитель файлообменника ex.ua.

Зарабатывай перед экраном

Самые простые варианты заработка, доступные даже неискушенному пользователю, выглядят следующим образом.

Первый. Открыть аккаунты в соцсетях, на форумах, блогах и начать профессиональное общение с другими пользователями. "Люди, которые проводят много времени в социальных медиа и пользуются там доверием, нужны в первую очередь PR-агентствам, у штатных сотрудников которых нет времени на эту работу. Так можно стать подрядчиком агентств (или напрямую рекламодателей), выполняя мониторинг и общение в социальных медиа на заданную тему. При наличии нескольких заказчиков можно здорово экономить свое время и неплохо зарабатывать", - рассказывает Ольга Ваганова, PR-фрилансер.

Второй. Организация в интернете группы, объединяющей людей по интересам, например, тех, кто интересуется кулинарией, модой, блоггингом, а затем продажа этой аудитории рекламодателям и размещение платной тематической рекламы. К примеру, популярное кулинарное сообщество заинтересует производителей продуктов питания, посуды, кухонной техники, бытовой химии и т. д.

Третий. Собственный блог с интересным "нишевым" содержанием. Если автору тематика, которую он избрал, действительно близка, у блога есть хорошие шансы стать успешным. "Публикуя ежедневно одну-две статьи и понемногу занимаясь продвижением без больших инвестиций, уже за полгода блог может набрать аудиторию, достаточную для того, чтобы заинтересовать рекламодателей", - уверен Ярослав Ажнюк, начальник отдела "социальных медиа" коммуникационного агентства Prodigi.

"Наберите "критическую массу" пользователей (десятки тысяч человек - ред.), которые создадут "вирусный" эффект развития, будут рассказывать своим друзьям и знакомым о вашей страничке. Все успешные проекты в сети сначала набирали аудиторию, потом делали из этого бизнес", - советует Валерий Вавилов.

Помимо стандартной баннерной рекламы, блоггеры зарабатывают на написании рекламных постов (текстов). "Правилом хорошего тона считается указывать, что этот пост рекламный, впрочем, так делают не все", - рассказывает Я. Ажнюк. В Украине немного проектов, достигших успеха подобным образом, и все они из "дополнительного заработка" превратились в основную работу, а то и в небольшой бизнес.

Четвертый. Имея массовый носитель, т.е. популярный интернет-ресурс, самые непринципиальные пробуют такую технологию, как манимейкерство. "Делается ставка на популярность, для достижения которой можно делать все: размещать приколы, чернуху, эротику и просто покупать трафик. А потом продавать GRP - то есть контакты с читателями - тем, кому не важен контекст, а важна исключительно стоимость контакта и способность выдать много контактов за небольшой период времени", - рассказывает Ольга Ваганова. Манимейкеры наполняют блоги текстами, содержащими ключевые слова, которые находят поисковики вроде Google и те показывают ссылки на эти статьи в результатах поиска. Далее блог "обвешивается" баннерами, рекламой, включается в десятки партнерских программ.

"Такой сайт практически невозможно читать, но владельцы зарабатывают за счет посетителей с поисковых систем и случайных кликов. Манимейкер концентрируется не на содержании, а на методах приведения посетителей на сайт и выкачивания денег из баннерных и партнерских сетей. Такие проекты фактически паразитируют на интернете, впрочем, они могут приносить деньги - от сотен до нескольких тысяч долларов в месяц", - говорит Я. Ажнюк.

Правда коммерческий успех таких "проектов" может оказаться недолгим. Поисковые системы активно отлавливают подобные сайты и выбрасывают их из результатов поиска.

Виртуальная репутация

В соцсети все более активно идут крупные компании. "Социальная сеть - это прежде всего способ диалога с посетителями, PR-коммуникации, а не инструмент рекламы. Упор делается на конкретные действия: оперативность реагирования на запросы, замечания или жалобы клиентов, предоставление дополнительных услуг или информации, обеспечивающей лучший сервис и т. д.", - объясняет Виктория Тигипко.

Компания может не предлагать весь ассортимент продукции на своей страничке в соцсети, а выборочно показывать лишь те позиции, которые, например, были рекомендованы или уже приобретены друзьями или знакомыми пользователя. Такие возможности трансформировали электронную коммерцию в социальную.

Социальные медиа не только помогают привести посетителей на сайт, но могут стать площадкой, заменяющей автономный сайт. "Здесь не столько продают, сколько приобретают репутацию и налаживают постоянную коммуникацию с аудиторией. Блог или страница компании, которую читают тысячи или десятки тысяч людей, - как небольшое карманное СМИ, каждая ваша новость попадает к вашей аудитории", - говорит Я. Ажнюк.

А вот нишевые продукты можно напрямую продавать через соцсети. "Хорошо продается хендмейд, например, в блоге Beautyspot.livejournal.com. Или взять, к примеру, туристическое агентство "Ногивруки", которое прекрасно общается с потенциальными покупателями через группу в Facebook", - утверждает Ольга Ваганова.

Последним препятствием для всестороннего проникновения бизнеса в социальные медиа остается стоимость контакта с аудиторией. "Для Украины на телевидении она пока ниже, но если говорить о прессе или стандартной интернет-рекламе (баннеры, контекст), социальные медиа выдают лучшие результаты (для ТВ стоимость контакта - $0,01, для интернета - $0,4 - ред.)", - утверждает Я. Ажнюк. Мир уже знает примеры кампаний со стоимостью интернет-контакта ниже, чем на телевидении, но при этом качество было значительно выше. В Великобритании, например, доля маркетинговых бюджетов на интернет уже превысила долю бюджетов на телевидение. "В Украине эта пропорция ежегодно смещается в пользу социальных медиа. Через некоторое время продвижение в сети по дешевизне и эффективности обгонит все остальные виды медиа", - уверен Валерий Вавилов.

Теги: бизнес деньги соцсети блоги
Источник: Контракты Просмотров: 2108