Простo самое время в условиях падения депозитных ставок интересоваться различными акциями от банков – чтобы получить доходность повыше, а то и выиграть какой-нибудь ценный приз. Однако акция акции рознь: среди множеств интересных и честных правил игры можно встретить обман. Как от этого уберечься, узнавал Prostobank.ua

Кому это нужно?

Главный аргумент, который выдвигают циники против участия в различных акциях для пользователей банковскими услугами – мол, бесплатного ничего не бывает и неправда, что банк проводит акции себе в убыток или, к примеру, дарит какому-нибудь вкладчику, принявшему участие в лотерее, настоящую квартиру. Тем не менее, проведение акций в первую очередь интересно именно банку (поэтому он их и проводит) – за счет того, что она стимулирует вовлечение клиента в покупку продукта или услуги. "Для банков промоакции предоставляют ряд преимуществ в виде быстрого эффекта в количестве привлеченных клиентов и объеме продаж, изменяемостью результатов промоакции по сравнению с имиджевыми активностями и так далее", - Алекс Гармаш, директор по маркетингу VAB Банка . - Большинство банков не рискуют своей репутацией и проводят акции с честными и прозрачными условиями и механикой. Ведь финансовое учреждение таким образом привлекает новых клиентов, расширяет долю рынка, поэтому стоимость проведения акций закладывается в маркетинговый бюджет".

Учреждение может проводить два типа акций с точки зрения выгоды для банка: чтобы активно продвинуть конкретный банковский продукт и чтобы создать позитивный имидж банка. "В зависимости от того, направлены ли акции на продвижение определённого банковского продукта или на формирование позитивного имиджа банка в целом, их суть может быть разной, - отмечает Виктория Попович, начальник управления методологии, разработки и внедрения продуктов розничного бизнеса банка "Киевская Русь ". – Например, банки могут разрабатывать программы лояльности для постоянных клиентов независимо от продуктов, которыми они пользуются, предоставлять возможность получить повышенную ставку по определённому виду депозита, проводить розыгрыши ценных призов и так далее". Конечной целью любой акции, конечно, будет привлечение клиентов и стимулирование их лояльности к банку – при этом, чем правильнее политика банка, тем на более долгосрочный эффект он будет рассчитывать.

Настоящий волшебник

Существует множество типов акций, которые используют банки в Украине. Условно их можно разделить на две группы. "Первая – это ценовые акции, которые включают скидки на обслуживание, сниженные проценты на кредит или повышенные проценты по депозиту; вторая – это неценовые акции, более сложные по механике, предлагающие гарантированные призы, возможность выигрыша приза в лотерее или какие-либо дополнительные бонусы (когда при условии открытия депозита, например, организаторы акции предлагают клиенту получить золотую карту бесплатно)", - рассказывает Алекс Гармаш.

Итог мысли банковских специалистов по маркетингу зачастую забавный. К примеру, ПриватБанк , чтобы приучить держателей кредиток рассчитываться в магазинах картой, выдавал денежные призы, если на чеке встречалась определенная комбинация цифр. VAB Банк проводил летом-2010 акцию, в ходе которой получали призы те, у кого совпали две последние цифры номера карты с цифрами кода авторизации на чеках, которые выдавал кассир при пополнении счетов или депозитов. И, конечно, самые приятные акции – с ценными подарками в виде золотых слитков, путевок на отдых за границу и в Украине, автомобилей и даже квартир! Например, банк "Киевская Русь" весной 2010 года разыграл одну квартиру в жилом комплексе "Ольжин Град" в Вышгороде.

Депозитные акции часто привязаны к временным рамкам: например, повышенные проценты по депозиту или на остаток по счету получает тот, кто положит деньги в банк в течение двух недель (вариант – в определенном недавно открытом отделении банка и так далее). В общем, акций на рынке много – глаза разбегаются. И здесь важно попасть на настоящую, а так, к сожалению, бывает не всегда.

Мелкие пакости

Чтобы принимать участие в акциях "эффективно", нужно уметь отделять зерна от плевел. Дело в том, что случается, среди интересных акций попадаются такие, которые хоть и справедливо носят это гордое название, но интересными их не назовешь. Например, много банков заявляют, что у них действуют особые, акционные условия по депозитам для пенсионеров или для тех, кто пришел к ним во второй раз в течение 3-х месяцев. А потом оказывается, что эти условия – повышенная на 0,3-0,5% ставка по депозиту. И хотя условия выгоднее, чем по вкладам на общих основаниях, но почувствуют это лишь те, кто принес в банк очень крупную сумму (что маловероятно в отношении тех же пенсионеров). Справедливости ради стоит заметить, что есть банки, которые добавляют пенсионерам до 1,5-2 процентных пунктов к ставке.

Часто бывает, что банки предлагают клиентам и всякие псевдоакции. Например, в ходе исследований "Простобанк Консалтинг " не один раз встречал рекламные проспектики с надписью "Акция", предлагающие принести в банк средства отнюдь не под акционную ставку, а под ставку…обычного депозита в том же учреждении. Для того чтобы этого избежать, достаточно не бездумно принимать участие в акциях, а анализировать ситуацию на рынке. Тогда вы сможете оценить реальную выгоду от той или иной акции и, например, в описанном случае, вам сразу станет ясно, что ставка не похожа на акционную.

Наконец, время, когда нужно проявлять повышенную осторожность к банкам, предлагающим очень высокие ставки, в том числе по массовым акциям, еще не прошло – смотрите не положите деньги в банк, у которого острая нехватка ресурсов.

Злобный гоблин

Но самая большая неприятность, притаившаяся в банковских акциях, - возможный обман. К счастью, ряд надежных банков не опускаются до уровня проведения нечестных акций. Но на рынке есть и другие. "В некоторых банках иногда внедряют акции, которые только вредят их репутации. Это могут быть акции по кредитованию, в которых особое внимание нужно обращать на размер процентной ставки, ежемесячные и одноразовые комиссии банка, комиссию за перевод средств в автосалон", - рассказывает Максим Кошевцов, руководитель индивидуального бизнеса Всеукраинского Банка Развития .

"К огромному сожалению, на рынке иногда встречаются случаи недобросовестного проведения промоакций, причем это касается не только банков. Даже если сеть супермаркетов или автомобильный дилер проводит недобросовестную акцию, это сразу бьет по другим продуктовым категориям – разочарование потребителя переносится на любые акции в принципе", - сетует Алекс Гармаш, директор по маркетингу VAB Банка.

Банковские специалисты предупреждают: один из возможных непорядочных вариантов акции – когда учреждения устанавливают такие правила, что приз, по сути, не может выиграть никто. "Компания/банк прописывает условия таким образом, что победить и, соответственно, получить акционное вознаграждение в акции практически невозможно, - рассказывает Алекс Гармаш. – Например, банк может заявить, что в честь акции процентная ставка по депозитам составляет 30% годовых. На практике может выясниться, что такую ставку вы можете получить, если у вас зеленые глаза, вы родились в Южной Африке и фамилия ваша – Петров! Панацеи от таких прецедентов не существует. Но рекомендую клиентам, перед тем как принять участие в подобном мероприятии, внимательно прочесть официальные условия акции на сайте банка, где банки просто обязаны изложить все ограничения".

Вторая проблема – это фальсификации при розыгрыше приза. Кто поверит, что банк на самом деле подарит кому-то, например, квартиру? "Большинство потребителей до сих пор не верят, что призы разыгрываются честно. Например, победительнице акции от нашего банка "Крутое авто к депозиту!", которая выиграла внедорожник Hummer, пришлось звонить более 3 раз, прежде чем она поверила, что это не розыгрыш. Такая же ситуация с большинством других победителей" – рассказывает Алекс Гармаш.

К сожалению, на самом деле не все банки понимают, что проведение акций нечестным способом принесет гораздо больше неприятностей и рисков для учреждения, чем обошлись бы траты на честный приз. Поэтому любителям акций можно посоветовать следующее: тщательно изучайте условия акции, в которой хотите принять участие – в них должна быть указана подробная информация вплоть до даты розыгрыша приза.

"Необходимо помнить, что подробные правила проведения любой акции должны быть размещены, как минимум, на официальном сайте организатора. Именно в них, а не в рекламных листовках, зафиксированы полный порядок и условия участия в акции и розыгрыше призов, указаны призовой фонд, права и обязанности участников, ответственность организатора, - предупреждает Виктор Пашула, глава пресс-службы и PR Home Credit Bank . – Немаловажное значение имеет и информирование участников о выигрыше, порядке и сроках вручения призов. Как правило, розыгрыши главных призов акций национального масштаба проводятся в прямом эфире с приглашением представителя независимой аудиторской компании, фиксируются соответствующими официальными протоколами, подтверждающими правильность и прозрачность проведения розыгрыша".

Наконец, помимо изучения условий самой акции, обратите внимание на банк, его репутацию, то, как он проводил предыдущие акции. "Участвуйте в акциях надежных и стабильных банков, желательно международных. В международных банках, как правило, фальсификации при розыгрыше не только недопустимы по этическим принципам сотрудников, но и строжайше караются, так как могут в одно мгновенье "похоронить" репутацию финансового учреждения", - утверждает Алекс Гармаш, директор по маркетингу VAB Банка.

Теги: банки банковский сектор ваши деньги
Источник: Простобанк Консалтинг Просмотров: 1380