Минувший год стал переломным в автокредитовании – в него будто одновременно вместилось две эпохи – стремительный подъем 2008-го и обвал 2009 года. AUTO-Consulting, проанализировал ситуацию вместе со специалистами крупнейших украинских банков, чтобы понять, каковы будут условия и ставки по автокредитам в 2012-м.

По информации AUTO-Consulting, в минувшем году средний кредит на покупку автомобиля колебался в пределах 85–110 тис. грн, средний срок займа был 5-7 лет, а средняя процентная ставка по кредиту составляла 14-18% в гривне. Характерно, что с начала 2011 до примерно его середины, условия кредитования либерализировались, процентные ставки и размер первоначального взноса снижались, а сроки кредитования и само количество выданных кредитов – увеличивались. В результате, доля автокредитования начала стремительно расти и приблизилась к показателю 20% проданных автомобилей, а у отдельных брэндов в кредит продавалось треть всех автомобилей. Впору уже было говорить о возрождении рынка. Однако со второй половины года можно было наблюдать прямо противоположную картину. Настоящие кредитные "качели".

Как сообщил AUTO-Consulting начальник отдела аналитики департамента акцептации и администрирования кредитов и лизинга IdeaBank Александр Береговский, динамика выдачи автокредитов в первые пять месяцев 2011 года имела такой же стремительный рост, как и сам рынок. Но с ноября месяца объемы кредитных продаж уменьшились в связи с ситуацией на рынке гривневых ресурсов Украины. После их удорожания в последние два месяца 2011 года, несколько больших "игроков" данного рынка вообще прекратили прием заявок на автокредиты. А большая часть банков пересмотрела и ужесточила условия выдачи кредитов.

Приведенный выше сценарий развития событий AUTO-Consulting подтвердил и директор департамента организации работы с частными клиентами АО "Астра Банк" Виталий Жихарцев. По его данным за 2011 год количество проданных в кредит новых легковых автомобилей выросло по сравнению с 2010 годом на треть. Развитию автокредитования способствовало удешевление кредитов и улучшение их неценовых условий. С января по сентябрь 2011 года ставки по программам автокредитования медленно снижались, фактически достигнув докризисного уровня. Многие банки минимизировали авансовый взнос и увеличили сроки кредитования. Пик кредитных продаж – до 21% от всего объема проданных новых автомобилей - пришелся на август-сентябрь 2011 года, когда в СМИ прошла информация о намерениях правительства вернуть пошлины на импортные авто. покупатели ринулись занимать деньги в банках, напуганные грядущим удорожанием авто.

При этом процентные ставки по автокредитам оставались достаточно низкими – на уровне 15-17% годовых в гривне. Однако, к октябрю данный резерв роста спроса был исчерпан. Также в октябре из-за удорожания ресурсов банки начали поднимать процентные ставки по кредитам и ужесточать требования к заемщикам. Это напрямую отразилось на объемах кредитных продаж, которые с октября по декабрь 2011 года упали на 15%.

Правда, как оказалось, кредитные "качели" (резкий подъем, а за ним – спад), были далеко не во всех банках Украины. Заместитель директора департамента розничных продуктов "ВТБ Банка" Владимир Буданов сообщил AUTO-Consulting, что динамика выдач автокредитов в ВТБ банке была положительной в течение всего 2011 года. Во II квартале выдачи выросли в 3 раза по сравнению с I кварталом, в III квартале выдачи выросли еще на треть по сравнению со II кварталом, в IV квартале продажи автокредитов увеличились еще на 20% по отношению к III кварталу. В целом, если сравнивать продажи 2010 и 2011 годов, то в 2011-м продажи автокредитов в "ВТБ Банке" выросли более чем на 400%.

Такая же положительная динамика была и в объемах выдач. В январе 2011 года объем выдач составил 24 млн. грн, в декабре эта цифра составила 202 млн. грн. То есть объем выдач в течение года вырос почти в 10 раз (!). По результатам 2011 года "ВТБ Банк" оформил автокредитов на сумму 0,5 млрд. грн. Владимир Буданов отметил, что оживление рынка автокредитования, было связано в первую очередь с тем, что на рынок вышли многие крупные банки с конкурентными предложениями, которые максимально приблизились к условиям пикового в автокредитовании 2008 года. Снизить процентные ставки по кредитам позволила также стабилизация экономики страны.

Что касается условий погашения кредита, то как сообщил AUTO-Consulting Владимир Буданов, известное решение Конституционного суда на них не повлияло. Однако, отметил Буданов, такие решения могут негативно сказаться на платежной дисциплине во многих финансовых учреждениях и в целом в банковской системе.

Кредитный договор содержит достаточное количество разъяснений, формул и выдержек из законодательства Украины, поэтому говорить о том, что заемщик мало осведомлен о предоставляемой ему кредитной услуге, несправедливо по отношению ко второй стороне договора. Ведь такие договора заключаются исключительно по обоюдному согласию сторон и подтверждаются подписями. Подобные Решения (Конституционного суда) становятся дискриминационными по отношению к финансовым учреждениям.

Чего ждать

Сегодня летние размеры ставок по кредитам уже кажутся роскошью, хотя их тогда (летом) банкиры обещали понизить еще. Зато, ситуация с автокредитованием стабилизировалась. Как сообщил AUTO-Consulting заместитель Председателя Правления УкрСиббанка BNP Paribas Group Константин Лежнин, кредиты на покупку новых автомобилей выдают ныне более 30 банков из списка "ТОП-50" по активам, что дает возможность говорить о заинтересованности игроков в данном финансовом продукте.

Правда, не смотря на это, по мнению Константина Лежнина, говорить о возвращении к уровню ставок, которые были на рынке летом, еще рано. Динамика ставок будет зависеть от действий НБУ. В случае отсутствия шоковых явлений в экономике Украины и наличия доступных ресурсов для банков, снижение начнется в конце первого квартала 2012 года. Но оно не будет иметь ускоренного характера, поскольку присутствуют риски замедления мировой экономики и, как результат, - украинской.

Что касается авансового платежа, сегодня в большинстве банков он начинается с 15% от стоимости автомобиля, но есть и партнерские программы, где аванс составляет 0%. Вероятнее всего, банковскую систему вряд ли охватит тенденция к внедрению более жестких требований к заемщикам в будущем.

Такого же мнения придерживается и Александр Буданов. Он сообщил AUTO-Consulting, что "ВТБ Банк" в 2012 год зашел со сроком кредитования 7 лет и с размером первоначального взноса 15%. Осенью размер первоначального взноса был уменьшен до 0%. В течение года были также снижены процентные ставки по кредитам. По его мнению, в линейке розничных продуктов автокредитование является "золотой серединой": это и доходный, и малорисковый продукт. Сроки кредитования позволяют говорить о хорошей оборачиваемости кредитных средств по сравнению с теми же ипотечными продуктами. А наличие достаточно ликвидного залога также делает этот вид кредитования привлекательным. Поэтому, пока речь не идет об ужесточении условий кредитования. Они останутся на уровне конца 2011 года.

Как сообщил AUTO-Consulting Виталий Жихарцев, в I квартале 2012 года средняя эффективная ставка будет составлять 20-23% годовых в гривне. Снижение стоимости автокредитов, скорее всего, начнется со второго квартала. Однако конкретный уровень снижения ставок будет зависеть от стоимости ресурсов для банков и экономической ситуации в стране. В первом полугодии 2012 года ожидается рост минимального авансового взноса в среднем по рынку до 20–30% от стоимости автомобиля. Хотя в 2011 году большинство банков при оформлении кредита на автомобиль требовали от клиентов внести авансовый взнос от 10% стоимости автомобиля. Сроки автокредитования по мнению Жихарцева, в текущем году банки оставят без изменений – 5-7 лет.

В январе-марте он прогнозирует долю продаж автомобилей в кредит на уровне 10-15 %. И только со второго квартала 2012 года количество продаж автомобилей в кредит начнет медленно расти. По итогам 2012 года доля кредитных продаж составит 15-20 % от общего количества проданных в Украине новых автомобилей. Эта цифра будет напрямую зависеть от конъюнктуры финансового рынка и ликвидности банковской системы.

Не так оптимистичен Александр Береговский. Он сообщил AUTO-Consulting, что нестабильность в стране не способствует и не будет способствовать продажам автомобилей в кредит. По его мнению, 2012-й в лучшем случае будет иметь динамику 2011-го. Однако, можно надеяться, что уже в апреле-марте условия выдачи кредитов, включая ставки и комиссии, стабилизируются и будут находиться на уровне сентября 2011-го.

AUTO-Consulting писал об этом прекрасном времени – сентябре прошлого года помнится тогда банкиры были настроены оптимистически и говорили о дальнейшем снижении ставок по автомобильным кредитам. К сожалению, получилось по-другому. Поэтому, тем, кто собирается приобретать автомобиль в кредит, видимо стоит подождать до весны. Не исключено, что ставки к этому времени снизятся. Если, конечно, в стране все будет хорошо.

Теги: авторынок автокредит
Источник: autoconsulting Просмотров: 892