Страховщиков готовят к прямому урегулированию убытков по автогражданке и минимальным лимитам выплат при нанесении ущерба здоровью людей в ДТП, ниже которых опускаться будет нельзя. Такие новшества, по мнению экспертов, приведут к переделу рынка и, возможно, увеличению стоимости полисов ОСАГО, пишет издание "Экономические известия".

На днях в парламенте был зарегистрирован законопроект №9462 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств". После увеличения тарифов на полисы ОСАГО и введения процедуры европротокола (вчера Госфинуслуг утвердила максимальный размер выплаты при оформлении ДТП без участия ГАИ в размере 10 тыс. грн.) страховщиков ожидает еще и внедрение механизма прямого урегулирования страховых случаев. Другими словами, клиенты СК в случае ДТП смогут обращаться за возмещением непосредственно в ту компанию, у которой они приобрели полис, а не к страховой компании виновника происшествия.

Исключительно важным моментом законопроекта являются новые правила урегулирования ущерба, нанесенного здоровью и жизни граждан, попавших в дорожную аварию. Действующая система предусматривает полное документальное подтверждение медицинских расходов, что зачастую оказывается невозможным. В связи с этим предлагается установить минимальный лимит возмещений, для обоснования которых не нужно будет предоставлять документального подтверждения.

К примеру, при оплате лечения такой минимум будет составлять 1/30 от минимальной зарплаты за каждый день лечения, при устойчивой потере трудоспособности — от 12 до 36 минимальных зарплат (в зависимости от группы инвалидности). Таким образом, эти суммы будут гарантированно выплачиваться страховой компанией, а в том случае, если пострадавший сможет документально подтвердить больший объем затрат, то ему оплатят ущерб в пределах всей страховой суммы (сегодняшний верхний лимит — 100 тыс. грн.).

Сами страховщики неоднозначно расценивают предложенные новшества. "Рано вводить сразу после европротокола еще и систему прямого урегулирования, ведь до конца непонятна эффективность первого. Тем более, процедура прямого урегулирования сразу же предусмотрит обязательный осмотр ТС страхователя на предмет наличия царапин, вмятин и других повреждений, что усложнит процедуру выдачи полиса",— считает замдиректора департамента урегулирования СК "Наста" Артем Резвин. В связи с этим, по его мнению, введение процедуры стоит отсрочить. К тому же непонятно, насколько готовы сами страховщики к справедливым и быстрым взаимозачетам между собой. "Если система будет непродуманной, "сырой", то это однозначно не приведет к улучшению ситуации ни для страховых компаний, ни для страхователей (потерпевших)",— соглашается директор по розничным продажам СК "Нова" Олег Кравченко.

С другой стороны, законопроект должен минимизировать шансы неплатежеспособных игроков присутствовать на рынке. Во-первых, ходатайство бюро будет обязательным этапом получения лицензии ОСАГО, во-вторых, членам МТСБУ придется держать в фондах бюро базовый взнос в размере не меньшем EUR300 тыс. и дополнительный гарантийный в EUR500 тыс. на конец любого отчетного квартала. Поэтому если система прямого урегулирования заработает, то страхователи извлекут существенную выгоду: своя страховая компания заплатит быстрее и честнее. "Изменятся критерии, по которым страхователи выбирают страховщика. Приоритетными будут не меньшая премия и удобство расположения офиса, а надежность и уровень сервиса при выплате",— прогнозирует начальник отдела транспортных рисков СК "Allianz Украина" Александр Яременко. Высока вероятность, что рынок ОСАГО в таком случае ожидает серьезный передел: скорее всего крупные компании под известными брендами нарастят свои доли.

По словам члена президиума Моторно-транспортного страхового бюро Елены Машаро, главным новшеством законопроекта все же являются новые правила урегулирования дел, где в результате ДТП произошло нанесение вреда здоровью или жизни граждан. "Ситуация такова, что средняя выплата по ущербу здоровью и жизни меньше, чем возмещение за "железо",— констатирует эксперт. Так как медицина в стране "бесплатная", то документы, подтверждающие какие-либо затраты, получить фактически невозможно, а без этих документов страховая не может выплатить возмещение, поскольку операция может быть рассмотрена государством как отмывание средств. Таким образом, установление минимальных лимитов выплат без предъявления подтверждающей документации частично снимет этот вопрос с повестки дня. Хотя некоторые эксперты считают, что вместе с позитивом такая инициатива может иметь и другую сторону медали. "Надо более осторожно подходить к вопросам минимальных лимитов, тем более, что они в этом законопроекте совсем не маленькие. Думаю, изменения в сторону увеличения выплат повлекут подорожание полиса",— предполагает Артем Резвин.

Теги: осаго авторынок страховщики
Источник: Экономические известия Просмотров: 1568