В социальной сети "Вконтакте" заработало приложение "WebMoney–кошелек", созданное одноименной платежной системой. По сути оно является аналогом западных проектов p2p–кредитования. Качестве клиентов ими пользуются миллионы человек, а объемы выдачи средств приближаются к $10 млрд.

Считается, что кредитование от "человека к человеку" через социальную сеть более дружественно, чем в традиционном банке. Наличие общих интересов, друзей, одинаковая карьера способствуют взаимопониманию между должником и кредитором. В результате первый получает более привлекательную, чем в банке, ставку, а второй может распределить свой риск между несколькими заемщиками.

Чтобы стать народным банкиром, необходимо загрузить приложение WebMoney на свою страницу, создать кошелек, получить платежный пароль. Из персональных данных система требует ввести только номер мобильного телефона. Интересно, что как только деньги появились в кошельке и заемщик оформил на них заявку, они немедленно уходят к нему на его условиях! По умолчанию, это 100 единиц WebMoney сроком не более чем на 30 дней без процентов. Подтверждения кредитора система не спрашивает.

Если судить по отзывам участников, самые востребованные займы — по 100 рублей, но встречаются просьбы от 40 до 1000 рублей. Комиссия может варьироваться от 2% в месяц до 3% в день. С учетом всех накладных расходов стоимость займов "Вконтакте" сейчас сопоставима со стоимостью банковских кредитов: пополнение кошелька в среднем по городу стоит 9% от внесенной суммы. Из них 5% забирает WebMoney, свою долю отщипывает и платежный терминал. Помимо этого, WebMoney берет 0,8% за каждую транзакцию — и от кредитора к должнику, и от должника к кредитору.

Но самое большое неудобство состоит в том, что деньги из "Вконтакте" вывести не удастся. Их можно потратить на оплату мобильных переговоров или на покупки в магазинах социальной сети, но не за ее пределами.

С конца прошлого года в России работает полноценная социальная сеть для взаимного кредитования "Вдолг.ру". Здесь речь идет о более весомых суммах: 3, 5 и 10 тыс. рублей на 1, 3 и 6 месяцев соответственно. Партнеры не могут сделать условия более гибкими. Вместо процентов указывается полная сумма к погашению. Так, через месяц вместо 3 тыс. рублей нужно вернуть 3,5 тыс. Это эквивалентно 200% годовых. Соучредителями социальной сети стали компания–разработчик и коллекторское агентство ФАСП.

Секрет популярности такого рода проектов в том, что после финансового кризиса кредитные истории у многих заемщиков оказались подпорчены. Банковское кредитование для таких людей закрыто. С другой стороны, тем, у кого есть свободные средства, традиционные финансовые инструменты не приносят желаемой доходности. В начале нового года о создании социальной сети для взаимного кредитования "МММ2011" заявил Сергей Мавроди.

Займы в социальных сетях привлекают простотой и номинально низкой ставкой, но они опасны. "Это очень дорогое удовольствие. Стандарт — 1% в неделю, но легко можно найти и более дорогие кредиты. Это гораздо дороже всех кредитов в банке. В Интернете это просто оформляется. Указан маленький процент, но не все учитывают, что это процент за очень короткий период. Поэтому есть желание воспользоваться. Потом, когда приходит время гасить долги, человек обнаруживает себя в долговой яме, притом глубокой. Лучше брать у личных знакомых, они чаще всего процент не берут", — отмечает Николай Nik Cherry, автор блога Myrichway.

>> Все секреты продвижения во "ВКонтакте"

Аналогичные западные проекты:

Zopa, основана в 2005 году.Размер займа - от 10 фунтов стерлингов до 10 тыс. Средняя процентная ставка от 8,6%. Доходность по займу 7,8%. Объем выданных кредитов– $160 млн в 2010 году. Количество участников: более 300 тыс.

LandingClub, основана в 2007 году. Размер займа от $ 1 тыс до $ 25 тыс, сумму можно дробить по $25. Процентная ставка от 5,5% до 21% в зависимости от рейтинга заемщика

Доходность по займу 9,67%. Объем выданных кредитов $225 млн в 2010 году

Prosper, 2006 год. Размер займа от $2 тыс до $25 тыс. Процентная ставка – не менее 5,9%

Максимальная доходность 10,1%. Выдано кредитов $220 млн в 2010 году. Количество участников: более 1 млн


Теги: долг вконтакте персональная экономика
Источник: Деловой Петербург Просмотров: 2617