"Бритиш Эйрвейз" (British Airways plc) — крупнейшая авиакомпания и национальный авиаперевозчик Великобритании, одна из крупнейших в Европе. Основные хабы — Хитроу и Гатвик. "Бритиш Эйрвейз" обладает лицензией типа А, то есть имеет право на перевозки пассажиров, грузов и почты на самолётах с 20 и более пассажирскими креслами. "Бритиш Эйрвейз" — член авиационного альянса Oneworld.

31 марта 1924 четыре крупнейшие авиакомпании Великобритании — "Инстон Эйрлайн", "Хэндлей Пейдж Транспорт", "Даймлер Эйрвейз" (преемник AT&T) и "Бритиш Эйр Марин Нэвигейшн" — слились, чтобы сформировать "Империэл Эйрвейз", которая должна была развивать воздушное сообщение между центром Британской империи и дальними владениями и колониями, такими как Австралия и Африка.

В то время большое количество небольших британских авиакомпаний также начали свою деятельность. В 1935 году они слились, чтобы сформировать крупную частную авиакомпанию "Бритиш Эйрвейз Лтд". По решению Правительства, "Империэл Эйрвейз" и "Бритиш Эйрвейз Лтд" были национализированы в 1939, образовав новую компанию — "Бритиш Оверсиз Эйрвейз Корпорейшн" (БОАК). Послевоенная БОАК продолжала обеспечивать перевозки на маршруты большой протяжённости, кроме южноамериканского направления (это направления обеспечивали "Бритиш Саус Америкэн Эйрвейз", которые слились с БОАК в 1949). Континентальная Европа и внутренние рейсы обслуживались новой национализированной авиакоманией, "Бритиш Европеан Эйрвейз" (БЕА), которая получила маршруты существующих британских независимых авиалиний.

В 1952 БОАК начала рейсы на новом самолёте "Де Хавилланд Комета" в Йоханнесбург, сократив время перелёта вдвое. Стал приобретать огромную популярность туризм выходного дня, что привело в большим изменениям в работе авиакомпаний. БЕА приняла вызов, учредив компанию "БЕА Эйртурз" в 1970 году. В 1972 БОАК и БЕА были объединены под только что созданным Правлением Британских Авиалиний, к 1974 создав "Бритиш Эйрвейз" во время правления Дэвида Николсона. "Бритиш Эйрвейз", одновременно с "Эйр Франс", впервые начали коммерческие рейсы на сверхзвуковых пассажирских самолётах "Конкорд" в январе 1976.

Сэр Джон Кинг, впоследствии лорд Кинг, был назначен Председателем в 1981; ему была поставлена задача подготовить авиакомпанию к приватизации. Кинг нанял на работу Колина Маршалла на должность Главного исполнительного директора в 1983. В заслуги Кинга приписывают превращение убыточного гиганта в одного из наиболее прибыльных авиаперевозчиков, превращение компании во "Всемирно любимую авиакомпанию", в то время как многие крупные авиакомпании находились в кризисе. Флот авиакомпании и маршрутная сетка были реорганизованы в начале работы Кинга; для смены имиджа компании и марки была привлечена команда экспертов. Свыше 23,000 рабочих мест были сокращены в начале 1980-х, хотя Кинг предпринимал различные меры для поднятия морального духа персонала и оптимизации бизнес-процессов в то же самое время. Предложение щедрых отступных для людей, покидающих компанию, привело к рекордным убыткам в сумме 545 миллионов фунтов стерлингов, которые были покрыты за счёт налогоплательщиков, но в будущем значительно увеличило стоимость компании при приватизации.

Национальный перевозчик был приватизирован, и его акции стали торговаться на Лондонской фондовой бирже в феврале 1987. Начальное предложение в результате торгов было увеличено в 11 раз. В апреле 1988 "Бритиш Эйрвейз" поглотили авиакомпанию "Бритиш Каледониан", а в 1992 была поглощена ещё одна британская авиакомпания, "Дан-Эйр", которая базировалась в Гатвике.

Вскоре после приватизации "Бритиш Эйрвейз" авиакомпания Ричарда Брэнсона "Вирджин Атлантик Эйрвейз", которая начала свою деятельность с полётов на одном "Боинге-747" в 1984, стала конкурировать с "Бритиш Эйрвейз" на самых прибыльных маршрутах. После того, как история о том, как "Вирджин Атлантик" доставила домой заложников из Ирака в 1991, получила общественный резонанс, Кинг сказал Маршаллу и директору по связям с общественностью Дэвиду Бернсайду что надо "что-то делать с Брэнсоном". Этим началась кампания "грязных трюков", которая закончилась предъявлением иска Брэнсона Кингу и British Airways за клевету в 1992. Кинг выдвинул встречное обвинение Брэнсону, и судебное разбирательство затянулось до 1993. "Бритиш Эйрвейз", понимая, что дело идёт не в их пользу, предложили 500,000 ф. ст. отступных Брэнсону и 110,000 ф. ст. его авиакомпании; в дальнейшем "Бритиш Эйрвейз" должны были заплатить до 3 000 000 ф. ст. налогов и сборов. Брэнсон разделил компенсацию между своими сотрудниками, назвав её "БЭ Бонус" ("BA Bonus").

В 1990-е "Бритиш Эйрвейз" стала самой прибыльной в мире авиакомпанией; её лозунг стал "Всемирная Любимая Авиакомпания". В 1992 "Бритиш Эйрвейз" купили небольшого немецкого регионального перевозчика "Дельта Эйр Транспорт", переименовав его в "Дойче БЭ". К тому времени, когда это подразделение было продано в июне 2003, "Дельта Эйр Транспорт" эксплуатировал 16 "Боингов-737" и был вторым по размеру немецким авиаперевозчиком после "Люфтганзы".

Лорд Кинг ушёл с поста Председателя в 1993, его заменил бывший заместитель Колин Маршалл, который объединил функции Главного исполнительного директора и Председателя. Боб Айлинг, который позднее занял должность Главного исполнительного директора, был назначен исполнительным директором при Маршалле. Лорд Кинг был назначен Президентом, он определённо заслужил эту должность, затем, в 1997-м, он стал почётным Президентом и был им до своей смерти в июле 2005.

В 1995 "Бритиш Эйрвейз" создали "Бритиш Азия Эйрвейз", дочернее предприятие, базирующееся на Тайване, для организации рейсов между Лондоном и Тайпеем. По политическим причинам "Бритиш Азия Эйрвейз" имели не только другое название, но и их самолёты имели другую раскраску, флаг Великобритании был заменён на китайские мотивы.[2] Многие авиакомпании последовали этой же практике, например австралийская КВАНТАС на тайваньских линиях называлась "Australia Asia Airways", а дочернее предприятие КЛМ — "KLM Asia". "Бритиш Азия Эйрвейз" прекратили существование в 2001 г., когда рейсы были прекращены из-за их низкой доходности. ·

Теги: авиакомпании история успеха
Источник: storybrand.ru Просмотров: 2282