Хулиган в юбке Высший пилотаж - сколотить состояние на эпатаже. Вивьен Вествуд, королеве панка, это удалось вполне.

Не каждый решится соорудить на голове ирокез, надеть футболку с оторванными рукавами и ошейник. Для Вивьен Вествуд, матери двоих детей и учителя по образованию, - это пара пустяков. Но одно дело - намеренная провокация как стиль и манера поведения. И совсем другое - возвести эпатаж в ранг коммерчески успешного бренда. Делать деньги можно на всем, даже на том, что отрицает эти самые деньги, как, например, субкультура панка. Возникшая в 1970-е гг. как антитеза миролюбивому хиппизму, она была подчеркнуто агрессивной, проповедовала эстетику разрушения, нигилизм. Поначалу единственным способом самовыражения панков (от англ. punk - "подонок") была музыка - подчеркнуто примитивная, ритмичная, ужасающе громкая. Внешне же панки ничем не отличались от тех сытых буржуа и обывателей, которых они так яростно ненавидели. И это был огромный пробел в панковской идеологии, который восполнила Вивьен Вествуд.

Знакомство Вествуд с панками произошло благодаря ее второму мужу, Малколму Макларену, менеджеру первой британской панк-группы Sex Pistols. Все началось с разработки для музыкантов концертной одежды. Уловив панковский дух отрицания, дизайнер стала создавать такой товар, который, по сути, был антиодеждой: специально разорванные футболки с неприличными надписями, брюки из резины и латекса, кожаное белье, футболки с нацистской символикой, куртки со швами наружу, украшенные булавками, массивными цепями, ржавыми гвоздями, собачьими ошейниками, обыкновенными гайками. Кстати, именно Вествуд панки обязаны своей фирменной прической - ирокезом, до неприличия ярким макияжем, ей же принадлежит и авторство скошенной буквы "А" - символа анархии, который она рисовала на одежде. Самым же скандальным ее творением стала футболка с портретом английской королевы Елизаветы II, чьи губы были проколоты английской же булавкой.

Все эти вещи продавались в магазине на Кингз Роуд, который вскоре открыли в Лондоне Вивьен и Макларен. От покупателей, как ни странно, не было отбоя, сюда потянулись такие звезды, как Дэвид Боуи, Брайан Ферри, Игги Поп... Магазин превратился в своего рода клуб, тусовочное место, где с удовольствием проводили время не только музыканты, но и их фанаты. В течение нескольких лет парочка Вествуд - Макларен открыла четыре магазина в Лондоне: оказалось, что продавать одежду с прорехами и дырами, с бесформенными пятнами краски - весьма прибыльно. Хотя идея их начинания была предельно проста. Молодежная музыкальная тусовка нуждается в особой одежде, которую не купишь в обычных магазинах. Значит, надо открыть специальный бутик для тех, кто хочет выглядеть не как все! И хотя в одежде, которую создавала Вивьен, не было ничего сложного (положа руку на сердце, сотворить такое мог бы каждый: оторвать рукава у футболки, написать краской неприличное слово - и панковский прикид готов!), она пользовалась популярностью у молодежи. Ведь имя Вивьен Вествуд стало синонимом панковских ценностей: анархия, секс, насилие.

Постепенно этот молодежный стиль и культура терял имидж запретности, стал массовой тенденцией, приобретал гламурные черты и тиражировался в таком виде другими производителями. Потертые и рваные джинсы, блузы со швами наружу, ругательства на футболках - в 1980-е это уже никого не возмущало, и панк для Вивьен стал неинтересен. Как говорит она сама, "мы бунтовали против всего, что не принимало наше поколение. Но бунтарство затихло - и больше неоткуда было черпать силы". К счастью, неутомимая хулиганка вовремя нашла новый способ шокировать публику и тем самым увеличить свой капитал.

Культурная революция

Изучение работ других дизайнеров натолкнуло Вивьен на мысль, что она... тоже дизайнер. Более того, Вествуд поняла, что она, самоучка, может дать фору знаменитым мастерам. В 1980-е она начала новый коммерчески успешный проект, который также базировался на отрицании всех авторитетов и бунтарстве. На этот раз Вивьен решила шокировать индустрию высокой моды. Она брала за основу исторические костюмы прошлых веков, переделывала их до неузнаваемости, сочетала разные детали - т. е. проделывала все то, что и раньше с обычной одеждой, создавая панковский стиль. Первая коллекция "Пираты", подготовленная в этом новом ключе (лейтмотивом был выбран французский стиль XVIII в.), была показана в Лондоне в 1981 г. Само название, по признанию Вествуд, отражало ее пиратское отношение к чужому материалу. Тела манекенщиц были раскрашены краской, на голове красовались огромные шляпы с перьями, платья были треугольной формы, вытянутые жакеты, рукава до пола. Таких смелых экспериментов еще никто на подиуме не видел! И эта смелость была оценена: Вивьен пригласили в Париж, где с 1983 г. она стала завсегдатаем недель прет-а-порте.

Признание ничуть не изменило ее, она все так же продолжала бунтовать и идти вразрез со временем, понимая, что секрет ее успеха - именно в эпатаже и шокирующих экспериментах. В середине 1980-х, когда на пике популярности были классика и роскошь, Вивьен демонстрировала коллекции-пародии: прорехи и распущенные петли, шляпы из мешковины, бюстгальтеры, надетые поверх блузок, испачканные грязью волосы манекенщиц (коллекции "Дикари" и "Бродяги"). Позже Вествуд замахнулась на святое - на королевские мантии и шотландский костюм, которые она переделала в откровенные лифы и микроюбки. (Правда, к таким экспериментам Вивьен было не привыкать - вспомним королеву с "пирсингом" на футболке.)

Также один из приемов удачного позиционирования - грамотно проведенные презентации коллекций на публике. В частности, среди моделей Вествуд предпочитала толстушек, а не стройных барышень. Могла запросто размазать им грим на лицах или сделать татуировки на плечах. В 2003 г. она заставила мужчин-моделей дефилировать по парижскому подиуму с накладным бюстом. А поскольку для ее эпатажных нарядов трудно было подобрать соответствующую обувь, Вивьен сама стала мастером-обувщиком. И лучшей рекламой отличительной особенности ее продукта - босоножек и туфель на огромной платформе - снова стал конфуз. О Боже, сама Наоми Кэмпбелл на одном из показов не удержалась и упала с 25-сантиметровой платформы, произведя переполох не только в зале, но и в сознании зрителей!

Смелость, граничащая с дерзостью; эксперимент, балансирующий на грани дурного вкуса... Все это оценил сначала Париж, а потом - и родной Лондон. Конкуренты стали копировать ее идеи. Корсеты с глубоким декольте, возрожденные Вивьен, были признаны самым сексуальным открытием моды ХХ в. после изобретения мини-юбок; через пять лет после сенсационной коллекции с лифчиками нижнее белье превратилось в полноценную одежду, а латекс, резина и швы наружу уже давно стали классикой. "Все мои идеи воспроизводятся другими модельерами в более сглаженной форме, - говорит Вествуд. - Утрированный силуэт, который я создаю, делает свое дело. Хотя влияние моих моделей на моду часто не осознается, в них видят лишь стремление эпатировать публику". Конечно, не все начинания Вествуд были коммерчески успешными. Например, ей так и не удалось вернуть в массовое производство столь любимые ею каркасные юбки и платья. Но сама она с удовольствием носит кринолины и турнюры.

Сейчас в арсенале Вествуд - несколько успешных брендов: Vivienne Westwood gold label (одежда ручной работы, эксклюзивные ткани), Vivienne Westwood red label (женские молодежные коллекции), Vivienne Westwood Man (мужская одежда), Anglomania (повседневная одежда в стиле "унисекс"), Man (мужская одежда). Под ее именем выходят также духи Boudoir. А сама госпожа хулиганка, не имеющая "корочки" "модельер", является профессором Высшей школы прикладного искусства в Вене. И специалисты замечают, что ее коллекции, отличающиеся сложным кроем, можно считать произведениями от кутюр.

Заслуги Вествуд были признаны и на родине. В 1990 и 1991 гг. она была названа лучшим британским дизайнером года, а в 1998 г. получила престижную премию за вклад в британский экспорт Queen?s Export Award, причем из рук самой королевы. Но и тут не обошлось без скандала. На церемонию награждения Вивьен (ей тогда было 57) явилась без нижнего белья, о чем гордо объявила присутствующим.

Жизнь как скандал

Скандал и сенсация - родная стихия Вествуд не только в творчестве, но и в жизни. И она умело использует экстравагантные поступки в маркетинговых целях: в 60 лет снимается обнаженной для лондонского журнала; выходит замуж за своего ученика, на 27 младше ее, к тому же не скрывающего своей бисексуальной ориентации; для рекламной кампании весна-лето 2009 г. выбирает Памелу Андерсон и участвует в провокационной фотосессии со своим мужем и пышногрудой красоткой.

Каждый публичный шаг Вествуд - хорошо продуманная PR-акция по раскрутке бренда собственного имени. В последние годы она умело обыгрывает свои политические взгляды. В 2005 г. выпускает детскую футболку и боди с надписью: "Я не террорист, не арестовывайте меня", - протестуя таким образом против политики британских властей в отношении войны в Ираке. Из своего фешн-шоу на родине в феврале 2008 г. она сделала политическую акцию, одев девушек в ярко-оранжевую униформу заключенных тюрьмы Гуантанамо с лозунгом: "Требую честного суда!".

В прошлую Пасху семейному обеду предпочла акцию протеста против использования ядерного оружия, которая прошла в Лондоне. Вивьен сама себе - лучший рекламный агент. Она, как тонкий психолог, хорошо понимает, что преуспеть можно, только будоража сознание публики, делая запретный плод близким и доступным. Так что, судя по удачной карьере лондонской хулиганки, эпатажа никогда не бывает слишком много.

Теги: дизайнер история успеха свое дело вивьен вествуд
Источник: rokf.ru Просмотров: 2231