24 ноября 2011 года в Киеве состоялся форум финансовых директоров CFO days in Ukraine – мероприятие, направленное на повышение финансовой эффективности украинских компаний. Форум CFO days in Ukraine дал возможность специалистам в области финансов услышать доклады о тенденциях на мировом и украинском рынках, узнать об подходах и технологиях финансового менеджмента, вариантах решения ключевых задач управления финансами в компании.

CFO days in Ukraine поддержали ведущие компании и организации:компания Smart business и Universal Bank. Информационная поддержка форума: компании ESG и телеканала UBR.

Открыла форум секция, посвященная вопросам успешного финансового менеджмента в изменившейся экономике.

Последние годы для финансовых директоров ознаменовались постоянными изменениями. Компаниям приходится подстраиваться и изыскивать средства для дальнейшего ведения бизнеса. Финансовым директорам сложно принимать стратегические решения без понимания ситуации на глобаном рынке. В связи с этим мы посвятили первую секцию макроэкономическому обзору, который поможет увидеть тенденции куда движется наша нестабильная ситуация для построения стратегий и бюджетов.

С участниками поделился своим видением ситуации, которая складывается, ее развитием в перспективе Олег Устенко, исполнительный директор Международного Фонда Блейзера. Прежде всего, украинская экономика является абсолютно зависимой от мировой ситуации, поскольку половину ВВП Украина получает за счет экспорта товаров, он слабо диверсифицирован. Если посмотреть, что происходило за последние месяцы на мировых рынках, то период август-сентябрь характеризовался падением большинства фондовых рынков, в основе которого лежали новости об ухудшении ситуации в Греции. Как результат, в Украине падение было выражено больше всего по сравнению с Россией и Казахстаном, и составило 30% в августе. На текущий момент прослеживаются признаки сжатия мировой экономики, вследствие которого рост украинской экономики в следующем году составит максимум 3,5%. Переходя к вопросу валютного курса, докладчик отметил, что на гривну давят несколько факторов: регулирование Центрабанка, отток валюты, долг государства и частного бизнеса (более 120 млрд. долл. США), девальвация валюты стран-партнеров Украины. Удержание валютного курса на более ли менее ровном уровне возможно, в случае если Украине удастся реструктуризировать долги в корпоративном секторе и 80% долгов в банковском. В качестве прогноза, докладчик представил уменьшение госдолга относительно ВВП (39%) в результате действий правительства направленных на постепенное сокращение дефицита госбюджета за счет урезания затрат, введения новых налогов. Учитывая проведенный анализ настроений инвесторов относительно планов в Украине, можно отметить, что порядка 42% высказали намерение увеличить объемы своих вложений в ближайший период. Украина сохранит в следующем году тенденцию к росту и остается привлекательной для инвестиций в связи с: высоким уровнем образованности рабочей силы, колоссальным потенциалом сельского хозяйства, развитием инфраструктуры.

Михаил Колиснык, управляющий партнер компании FINART Smart Solutions в своем докладе попытался заглянуть в будущее корпораций и корпоративных финансов и сделать прогнозы, определить веянья в финансовой сфере и как они повлияют на менеджмент. Происходит нивелирование фундаментальных экономических законов, модель спроса и предложения умирает и проявляется исключительно на сырьевых рынках, корпоративная форма уже не лучшая модель организации бизнеса, происходит смещение в сторону ценности человеческого ресурса. Если говорить про будущее корпораций Михаил выделил 2 пути: серый и яркий путь. Относительно будущего планирования и бюджетирования, то можно сказать, что есть тенденция перехода от тотального бюджетирования к плавающему, от плавающего к системе KPI.

Роман Гороховских, заместитель Председателя Правления, директор департамента крупного корпоративного бизнеса Universal Bank представил аудитории прогнозы о том, какие деньги ждут украинский рынок и по какой цене, как компаниям возможно получить их. Украинский рынок характеризуется сохранением тенденции к пересмотру стратегий многими игроками рынка. В качестве основных тенденций на рынке Украины в 2011 году, докладчиком были перечислены следующие процессы: выход с рынка игроков, пришедших в 2006-2008 гг., устойчивое и поступательное закрепление на рынке российского капитала, снижение активности в области кредитования европейскими банками, возврат крупных украинских компаний на международные рынки заимствований и капитала. Среди ключевых факторов оптимального сотрудничества между банком и компанией большое значение имеет предсказуемость и взаимное понимание обеих сторон, соответствие продуктового ряда банка потребностям клиента.

Не менее интересно и насыщенно прошла вторая секция, посвященная практическим составляющим работы финансовых директоров направленной на увеличение стоимости компании, построения бизнеса и его взаимодействия с окружающей средой.

Наталья Дивеева, финансовый директор компании Seven Hills рассказала о том, какова роль финансового директора в процессе принятия управленческих решений и построении финансовой репутации компании. Как показала первая секция, репутационная составляющая становится очень важной и влияет на рисковые моменты, связанные с деятельностью компании на рынке, поэтому данному вопросу участниками было уделено особое внимание.

Наталья Дивеева, как и все докладчики, акцентировала внимание присутствующих, на роль человеческого фактора в процессе управления бизнесом. Если же говорить про стратегии взаимодействия между участниками процесса приятия управленческих решений, а именно руководства компании и финансового директора, то в рамках выступления были выделены два варианта: диалог и монолог. На сегодняшний день, уже показала практика, что финансовый директор становится стратегом и берет на себя роль интегратора бизнеса, контролирует все больше бизнес процессов, что обусловлено объективными условиями развития компаний.

Доклад Алексея Матюхина, консультанта по финансам компании Smart Business органично продолжил серию выступлений и представил вниманию аудитории не только роль и основные задачи финансового директора в компании, но и на чем должны основываться его решения, а именно: бюджетные прогнозы, учетная информация, оценка рисков. Финансовые директора уходят от финансового учета к управленческому, основными направлениями которого являются: оценка рисков, оценка проектов, бюджетирование, калькуляция себестоимости и оценка активов. Говоря про внедрение успешной системы учета, докладчик выделил следующие необходимые условия: профессиональные кадры, четкая система процедур, взвешенный выбор методов учета, учетная система, которая поддерживает выбранные методы.

В жизни любой компании приходит время, когда она задумывается о привлечении финансовых ресурсов, в том числе о выходе на публичные рынки, который практически всегда сопряжен с трудностями оценки компании. Андрей Шульга, глава наблюдательного совета компании Solomon Group представил прикладной доклад и постарался раскрыть вопрос оценки активов как инструмента управления стоимостью компании. Для чего же нужна оценка финансовому директору? Это в первую очередь источник информации о положении и состоянии бизнеса для собственников компании. Как следствие, имея комплексную картину о ситуации в компании, принимаются взвешенные управленческие решения позволяющие формировать стоимость компании.

В своем докладе Сергей Зуев, финансовый директор компании AES Украина показал насколько цели и задачи финансовой службы соотносятся с целями, задачами и стратегией развития компании, а именно увеличением ее стоимости и каким образом стоимость самой финансовой службы может расти. Докладчик отметил, что для построения эффективного финансового отдела необходимо корректно подбирать, оценивать потенциал персонала, выстраивать компетенции. Реализация стратегии развития финансовой службы, невозможна без четкого плана развития. Планы по развитию должны составляться и индивидуально и фокусироваться на достижении краткосрочных и долгосрочных целей. В качестве завершения участники совместно с докладчиком сделали вывод, что финансовая служба должна выступать в роли локомотива для компании и реализовать максимально свои ресурсы.

Мы понимаем, что бизнес всегда каким-то образом планируется и нормируется. О том, как правильно организовать нормирование в бизнесе, рассказал в своем докладе Олег Хорольский, заместитель директора по экономическим вопросам компании Комора-С. Выступление началось с одного из главных вопросов – необходимость планирования и оперативного бюджетирования, а также отметил, что бюджеты должны делать те люди, которые за них отвечают. Продолжая тему эффективного распределения задач, докладчик перешел к вопросам управления производительностью компании и принципам построения системы нормирования для дальнейшего контроля и оптимизации процессов. Из современных подходов к организации деятельности Олег Хорольский выделил бережливое производство, как альтернативу массовому производству.

Заместитель председателя правления по финансовым вопросам компании Познякижилстрой, Виталий Белашев, представил в рамках доклада опыт своей компании по повышению эффективности операционной модели бизнеса. Были раскрыты три основных вопроса: зачем компании нужна система эффективности как таковая, как построить модель эффективности бизнеса, какие ключевые показатели деятельности компании следует выбрать, которые из них являются оптимальными. Виталий представил модель системы управления эффективностью бизнеса и определил, в качестве основных, следующие этапы: выделение ключевых показателей бизнеса, построение системы планирования для поддержки выработанной бизнес стратегии на основе технологии "план-факт-отклонение", контроль исполнения бюджетов и состояния показателей, корректировка стратегии и планов с реальными условиями деятельности компании на рынке и существующими возможностями.

Закрывал секцию бизнес-тренер Киевской Бизнес Школы, Андрей Запорожец выступлением на тему количественных методов прогнозирования. Под прогнозом докладчиком обсуждались: проецирование будущей финансовой или операционной информации, предсказание будущих событий или условий, процесс оценки в состоянии неопределенности. Среди количественных методов были представлены следующие техники: скользящие средние (SMA, WMА, EMA и их разновидности), линейная регрессия (сезонные индексы), авторегрессия и др.

В заключение форума прошла небольшая дискуссия по теме "Адаптация финансовой системы к изменяющимся потребностям компании". Предпосылками к данному обсуждению стала посткризисная ситуация в Украине, в результате которой компании проходят трансформацию и преодолевают массу внешних и внутренних факторов для того чтобы не потерять в конкурентной борьбе. Участники форума поделились своим взглядом на работу финансовой службы. У большинства компаний, в той или иной степени, служба претерпела изменения и была адаптирована к ситуации в компании, ее потребностям и внешней среде. Как правило, в кризис практически все произвели сокращения, стараясь не потерять в качестве. Сейчас ситуация такова, что компании набирают высококвалифицированных специалистов для восполнения того функционала, который был утерян.

Компания Meeting Point благодарит всех участников CFO days in Ukraine за высокую оценку мероприятия и ждет встречи со всеми представителями финансовой сферы на следующем форуме, который пройдет в 24-го апреля 2012 года.

За дополнительной информацией просьба обращаться:

E-mail: info@meetingpoint.com.ua

тел.: +380 44 390 76 70.

Теги: бизнес менеджмент финансовый менеджмент
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 906