На начало 2017 г. почти две трети украинских банков не будут выполнять требования Нацбанка по капитализации. 

Об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту, который НБУ на днях разослал по банковской системе: "О внесении изменений в Закон Украины "О мерах, направленных на содействие капитализации и реструктуризации банков" по совершенствованию процедур упрощенной капитализации и реорганизации банков". 

В письме центробанка №18-0005/87804, к которому прилагался законопроект, сообщается, что он 24 октября был рассмотрен на заседании рабочей группы. И в ближайшее время будет внесен на рассмотрение в Верховную Раду.

Потому регулятор призвал подопечных до 28 октября предоставить свои предложения к законопроекту.

Напомним, что изначально Нацбанк хотел повысить требования к размеру минимального капитала финучреждений с нынешних 120 млн. грн. еще в этом году. Однако в виду сложной экономической ситуации в стране, а из-за отсутствия упрощенного механизма для слияний/поглощений, реструктуризаций и национализаций банков перенос сроки новых требований. 

А именно, банкам позволили увеличивать капитал до 200 млн. грн. до 11 июля 2017 г., до 300 млн. грн. — к 11 июля 2018 г., до 400 млн грн. — к 11 июля 2019 г., до 450 млн грн. — июлю 2020 г. При этом неизменным осталось требование к банкам увеличить свои капиталы до 500 млн. грн к июлю 2024 г.

Что предложили

Разосланный НБУ законопроект упрощает процедуру и сокращает нормативные сроки капитализации украинских банков. А именно регулятор обязуется рассматривать поданные по упрощенной процедуре документы на протяжении 10 дней с момента подачи полного пакета, Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку на обработку документации отводится 3 дня, а Антимонопольному комитету — 10 дней. 

При этом, согласно законопроекту, договоры о купле-продаже акций должны заключаться на протяжении 2 дней после соответствующего решения об увеличении капитала банка. Инвесторам же на полную оплату акций отводится до 5 рабочих дней. 

При этом преимущественное право на покупку акций предоставляется участникам банка, а новые инвесторы рассматриваются во вторую очередь.

Упрощенная процедура проведения собрания акционеров предполагает:

 

  • в повестку дня общего собрания включает лишь вопрос о принятии решений, необходимых для проведения капитализации;
  • банк не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения общего собрания направляет каждому акционеру письменное уведомление о проведении общего собрания и повестку дня, публикует их в официальном печатном издании НКЦБФР;
  • материалы общего собрания предоставляются для ознакомления акционерам по их требованию по месту нахождения банка или по адресу, определенной в сообщении о проведении общего собрания;
  • протокол общего собрания составляется не позднее чем на следующий день после закрытия общего собрания и подписывается председателем и секретарем общего собрания.

 

Происхождение денег, направленных на капитализацию банка, проверяется Нацбанком до начала упрощенной процедуры капитализации банка.

Если банку требуется не только капитализация, но и реструктуризация, то она также может проводиться по данному законопроекту, в случае его принятия ВР. В этом случае не применяются следующие условия:

 

  • необходимости уведомления всех кредиторов банка о решении общего собрания об уменьшении уставного капитала банка/прекращения банка в результате реорганизации;
  • права кредиторов требовать обеспечения выполнения обязательств путем заключения договоров залога или поручительства, досрочного прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков в связи с уменьшением уставного капитала банка/прекращения банка в результате реорганизации;
  • недопущение уменьшения уставного капитала банка при наличии возражений кредиторов, участников банка;
  • необходимости ликвидации банка, если размер его уставного капитала становится меньше минимального размера уставного капитала банка, определенный законом;
  • необходимости возмещения убытков акционерам-участникам банка, связанных с уменьшением уставного капитала банка;
  • ограничения по минимальной номинальной стоимости акции;
  • обязательного выкупа акций по требованию участников банка.

 

При этом после реструктуризации в большинстве случаев будет меняться руководитель банка. Поскольку законопроектом запрещается, чтобы финучреждение возглавляло лицо, которое осуществляло руководство на протяжении года до реструктуризации. А также человек, который до года управлял банком до введения в нем временной администрации или старта ликвидации.  

Одним из видов реструктуризаций могут стать объединения и слияния банков — законопроектом их также позволяется проводить по упрощенной процедуре. Для ее запуска, финансисты должны подать в НБУ утвержденный набсоветами банков-участников план такой реструктуризации.

При этом центробанк может отказать в утверждении такого плана не только по стандартным причинам (неправильной подготовке проекта реструктуризации, подачи не всех документов), но еще по четырем дополнительным:

 

  • если структура собственности хотя бы одного из банков-участников не соответствует требованиям по ее прозрачности;
  • если реорганизация путем слияния угрожает интересам вкладчиков и других кредиторов;
  • если имеются достаточные основания полагать, что в результате присоединения ухудшится финансовое состояние банка-правопреемника или он не будет выполнять экономические нормативы;
  • если размер уставного капитала банка-правопреемника не будет соответствовать требованиям НБУ.

 

Согласно законопроекту, в случае слияния все простые и привилегированные акции банка, присоединяется, независимо от класса, конвертируются в обыкновенные акции банка-правопреемника. За исключением тех акций, которые не подлежат конвертации.

Уставный капитал объединенного банка должен быть равен сумме капиталов финучреждений, которые сливаются. При этом его размер не может меняться до осуществления Нацбанком регистрации. 

Документом также описывается упрощенная система закрытия банков по инициативе его владельцев. Нацбанку отводится до 5 дней на принятие предварительного решения по соответствующему ходатайству и 10 суток — на окончательное решение: оно должно подкрепляться решением собрания акционеров. При этом за закрытие банка должно проголосовать не менее двух третей акционеров. 

Банку могут позволить свернуть свою работу, если на нем не осталось никаких задолженностей. В том числе перед его вкладчиками и кредиторами. Не дадут самостоятельно закрыться и тем банка, которые НБУ собирался отнести к проблемным или неплатежеспособным. 

Интересно, что упрощенная капитализации банка, реорганизация, объединение и отзыв лицензий, предусмотренные данным законопроектом, не могут быть оспорены в суде или отменены решением какого-то государственного органа. 

Теги: банки закрытие банков слияния и поглощения капитализация реструктуризация
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 74