Национальный банк сможет законно передавать функции по хранению и проведению операций с наличными и монетами коммерческим финучреждениям. Соответствующие полномочия содержаться в законопроекте (№7215), который внесен в Верховную Раду 20 октября.

Документ предлагает внести в закон «О Национальном банке Украины» ряд изменений. В случае принятия законопроекта в Раде, регулятор получит полномочия отдавать коммерческим банкам свои функции по инкассация наличных, их хранению, а также обеспечению денежного оборота.

Кроме того, этим же законопроектом предлагается наделить государственную исполнительную службу и частных исполнителей правом заключать договора с коммерческими банками на хранение арестованных ценностей должников. Прежде такие функции мог выполнять только центробанк.

Защищаются от судов

Авторы законопроекта уверены, что эти изменения необходимы, поскольку структурная реформа НБУ лишает многие регионы страны доступа к важным нацбанковским функциями в части организации денежного обращения.

Прежде в главном банке стране неоднократно заявляли о намерении закрыть большинство своих территориальных управлений в регионах Украины. Чиновники добавляли, что единственное, что сдерживает ведомство от завершения этого проекта — функция организации наличного денежного обращения.

Между тем, НБУ начал привлекать коммерческие банки к хранению запасов наличных задолго до появления этого законопроекта. В частности, 27 февраля 2017 года статус уполномоченного получил государственный Ощадбанк. Нацбанк наделил его правом не только хранить наличные, но и подкреплять ими банковские кассы, а также принимать и пересчитывать кэш из других финучреждений.

Чтобы придать этой процедуре правовые основания, в декабре 2016 году регулятор утвердил своим постановлением №408 «Положение о передаче запасов наличных уполномоченным банкам». Впрочем, сама передача не соответствовала нормам закона «О Нацбанке», в котором функции по изготовлению и хранению банкнот возлагались на сам НБУ.

«Формально положение НБУ не противоречит закону. Однако и прав на передачу функций наличного денежного обращения коммерческим банкам в законе тоже нет. Думаю, это всего лишь попытка добавить этому процессу дополнительных законных оснований», — заверила UBR.ua исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины Елена Коробкова.

А источники, знакомые с процессом подготовки законопроекта, признаются, что конечным его бенефициаром и автором является сам Нацбанк. «Дело в том, что НБУ лишен права законодательной инициативы. У них есть всего два пути: подавать законопроекты через Кабмин или депутатов из профильного парламентского комитета», — пояснили UBR.ua. И добавили, что законопроект призван защитить Нацбанк от возможных судебных исков.

Вопрос тарифов

В целом, банкиры не видят ничего плохого в том, чтобы наличностью в регионах Украины ведали не территориальные управления НБУ, а уполномоченные банки. Однако интересуются, кто станет определять цену услуг и опасаются злоупотреблений.

В своем положении НБУ детально описал порядок осуществления такой деятельности, условия, при которых банк может быть наделен полномочиями, требования к безопасности и техническому обеспечению хранилищ, а также порядок надзора за соблюдением установленных правил. Однако не упомянул о тарифах, по которым уполномоченные финучреждения будут оказывать услуги банкам-клиентам.

«К примеру, Нацбанк принимает от банков излишки наличных из касс с нулевой комиссией, подкрепляет банки по 0,2%, а почту и госпредприятия на выдачу зарплат и вовсе по 0,1%. Захотят ли уполномоченные банки работать по таким тарифам, — очень большой вопрос. Ведь прием, пересчет и хранение наличных не может ничего не стоить. Это люди, оборудованные хранилища, недешевая кассовая техника. А есть еще вопрос ветхих купюр, малых номиналов», — отметил в беседе с UBR.ua банковский аналитик Василий Невмержицкий.

В настоящий момент Нацбанк уполномочил три банка хранить запасы наличных. В феврале таким статусом наделили Ощадбанк, в июле Приватбанк, а в октябре к двум госбанкам добавился еще и Райффайзен банк Аваль.

Впрочем, финансисты признаются, что до сих пор ни один из этих банков реальных услуг по приему наличных или подкреплению касс коммерческих финучрждений не оказывал. Пока все это — пилотные проекты. Более того, тарификация услуг по ним до сих пор неизвестна.

«Для уполномоченных банков здесь открываются широкие возможности. Если не будут установлены единые тарифы, они непременно воспользуются своими полномочиями, чтобы заработать. Особенно в тех регионах, где окажутся монополистами. Ведь нынешнее состояние экономики оставляет для банков не так много вариантов для получения прибыли», — заметил Невмержицкий.

Кроме того, считает он, управляя тарифной сеткой, они смогут перенаправлять банковские потоки. Например, предоставляя льготные комиссии для тех финучреждений, которые согласятся перевести все свои потоки на корсчет в этом банке.

Теги: наличные инкассация нацбанк банковские инкассаторы банки тарифы
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 737