Национальный банк собирается провести в Украине валютную амнистию, заявила в конце прошлой недели его пресс-служба. Регулятор пообещал не штрафовать людей и предприятия, если они честно признаются в своих иностранных инвестициях, которые совершали без получения соответствующих разрешений НБУ. Достаточно лишь сообщить о них и задекларировать. UBR.uа обсудил новое предложение нашего центробанка с советником международной юридической группы «Leman» Арсеном Низельским, и выяснил его преимущества и слабые стороны.

Арсен Юрьевич, с чем связана предполагаемая валютная амнистия и в чем ее суть?

В рамках действий по соглашению об Ассоциации с ЕС в Украине началась валютная либерализация, которая предполагает и валютную амнистию. Подразумевается освобождение от ответственности за то, что государство не уведомлено о наличии активов за границей.

Есть положение НБУ, обязывающее получать индивидуальную лицензию при инвестировании средств за границу. Если человек, не получив такую лицензию, вывел средства, приобрел имущество за границей, основал юридическое лицо, то при выявлении нарушения устанавливается штраф. В случае же применения амнистии, от уплаты штрафов освободят тех, кто покажет активы в заявленный срок. После его истечения у вас не будет возможности «вспомнить» и заявить что-то еще. Тогда будет наложен штраф.

Насколько велик штраф за инвестирование за границу без лицензии, и как его размер меняется в зависимости от количества нарушений. Ведь на компанию средства могли выводить не один раз?

Размер штрафа равен объему инвестированных средств. Он считается по курсу на дату инвестирования средств. Если деньги выводились без лицензии несколько раз и это выявлено, то и санкции предполагали бы кумулятивный, объединяющий все суммы, штраф. Как будут прописаны эти нюансы при амнистии пока оценить сложно. Есть только информация НБУ о намерении провести амнистию.

Предусматривается ли за выведение средств без индивидуальных лицензий уголовная или иная ответственность?

Уголовной ответственности за наличие имущества за границей или выведение средств без лицензий нет. Но если в действиях гражданина будет обнаружен состав преступления: средства нажиты незаконным путем или получены в результаты каких-то запрещенных действий, то человек может понести наказание. Но эти факты надо будет доказать отдельно.

Дополнительный доход, которые принесли выведенные средства за границей, также подпадают под штраф?

Штраф касается только сумм, выведенных без лицензий. Средства, заработанные за границей, согласно недавним изменениям НБУ в постановлении об индивидуальном лицензировании, такому лицензированию не подлежат.

А это не касалось только граждан, которые выехали и заработали средства за границей? Деньги, которые выведены не по закону, скорее можно назвать украденными.

Они «украденные», если с них не заплачены налоги. А если налоговые обязательства выполнены, а потом приобретена валюта и выведена без получения лицензии, то средства не украдены, а спрятаны.

Но разве часть выведенных средств не скрыта от налоговиков еще в Украине через схемы минимизации?

Иногда так. Но обычно, спрятать средства до их налогообложения сложнее. Вы не можете отнести на затраты деньги, которые не показали в Украине, но вывели за границу. Обычно пользуются имеющимися капиталами, по которым выполнены налоговые обязательства.

После валютной амнистии, на заявленные активы, надо платить какой-то налог?

Это зависит от наличия/отсутствия соглашения об избежании двойного налогообложения с той страной, где находится актив. Например, налог на владение иностранной недвижимостью платится за границей. Если в каких-то юрисдикциях есть обложение владения иностранными корпоративными правами, то возможна уплата по месту нахождения.

В Украине налогооблагается, в основном, доход. Соответственно, если активы за границей, показанные после валютной амнистии, будут приносить доход, то с это суммы и будет уплачивать налог с дохода. Это касается любых активов.

Для проведения валютной амнистии достаточно решения НБУ или необходим закон, принятый Верховной Радой или Указ Президента?

Индивидуальные лицензии выдаются Нацбанком. И если речь идет об отмене штрафа за неполучение разрешения регулятора, то вопрос может быть ограничен положением НБУ. Но реализация мероприятий, которые предусматриваются правилами BEPS, возможна только через законы и изменения в Налоговый кодекс.

Здесь Национальному банку надо действовать параллельно с Верховной Радой и после реализации требования BEPS в нашем законодательстве. Тогда НБУ сможет принять постановление об отказе привлекать к ответственности за отсутствие лицензий в предыдущие годы.

Чтобы валютная амнистия НБУ дала эффект, его решения мало. Как надо оформить валютную амнистию, чтобы бизнесмены не боялись показать свои активы?

В нашем случае логично описать все условия и гарантии в едином законе. Потому что не исключено, что одну ответственность государство отменит, а через какое-то время появится другая ответственность или налоговые органы на свое усмотрение будут интерпретировать положения действующего законодательства для привлечения к ответственности.

То есть надо прописать, условно, что пункты о наказании в Налоговом и Уголовном Кодексах или других законодательных актах, не применяются к тем, кто покажет свое участие в иностранных компаниях и людям гарантирована защита от преследований налоговиков и правоохранителей?

Смотря как подойдут к такой амнистии. Если говорим только об отсутствии ответственности за все действия гражданина, связанные с манипуляциями с деньгами в определенный период, то это надо отразить в Кодексе об административных правонарушениях, в Уголовном и, возможно, Процессуальном кодексах. Если говорить просто о регулировании индивидуального лицензирования, то это узкое направление. И непонятно, насколько оно будет интересно. Чтобы амнистия была успешной, надо подойти к ней комплексно и прописать гарантии. Иначе будут бояться раскрывать информацию.

Человек, который вывел деньги без лицензии подпадет под амнистию. А что будет с банками, которые перечисляли средства без необходимого документа?

Банки могут понести ответственность за такие действия, лишившись валютной лицензии. Это действительно риск, если какой-то гражданин раскроет пути выведения средств (суммы и сроки перечислений легко установить) через конкретный банк. У банка будут неприятности.

Если валютную амнистию примут, то нужная какая-то определенность в части отказа государства или, наоборот усиления, ответственности по банкам. Конечно, есть сроки для привлечения к ответственности. Но если они не пропущены, то может наступить ответственность.

Появятся ли новые претенденты на заявленные активы, которые в судах будут отстаивать свое право? Условно, у предприятия в Украине два собственника, один из которых выводил средства в обход другого?

Конечно. Как только засветятся новые данные, появляются люди, чьи интересы были нарушены и у них будет право на защиту своих интересов. Вполне возможно, что иски будут и будет очень интересно наблюдать за их развитием.

В сообщении Нацбанка отмечено, что валютная амнистия возможна после внедрения правил BEPS, которые борются с уменьшением налоговой базы и перемещением прибылей за границу. Почему без них нельзя провести валютную амнистию?

Потому что есть опасения, что будут злоупотребления. В связи с этим необходимо применить шаги, чтобы купировать такие проявления. Из всех требований BEPS, Украина пока обязалась применить три обязательных:

  • введение дополнительной отчетности по трансфертному ценообразованию для международных групп;
  • предотвращение злоупотреблений в части применения договоров об избежании двойного налогообложения;
  • предотвращение избежания статуса постоянного представительства, которое позволяет не показывать деятельности на территории какой-то страны.

А это ведет к манипулированию режимом налогообложения по договору об избежании двойного налогообложения. Когда все будет внедрено — это усилит контроль государства над перемещением капитала и поможет контролировать дальнейшие взаимоотношения двух компаний одного бенефициара в разных странах.

То есть без правил BEPS нет смысла в валютной амнистии, потому что имеющие сферы влияния покажут, а затем продолжат пользоваться аналогичными схемами, организовывая новые компании?

Да. В 2016 году согласно Указу Президента была сформирована рабочая группа, которая готовит соответствующие законопроекты с учетом требования BEPS. Одним из направлений есть усовершенствование контроля за трансфертным ценообразованием и выведением доходов за границу. В ближайшее время изменения будут готовы. Пока о них публично не сообщали.

Какие результаты показали страны, которые проводили валютную амнистию?

В России валютная амнистия была проведена в 2015 году, в Аргентине — в 1987-ом, в Индии — в 1997-ом, в Бельгии — в 2004-ом, а во Франции — в 80-ых годах. Все они были не очень успешные и результаты не оправдали ожиданий.

Например, в РФ в 2015 году амнистией воспользовались только 200 человек, а в 2016-ом — 2,5 тыс. В Бельгии поставили условие заплатить 6-9% от заявленных за границей сумм и в результате получили только 6% от планируемой суммы.

Успешно провела амнистию Италия в 2001-2002 гг. Но она преподносилась как экономическая амнистия: требовалось заплатить 2,5% от заявленных активов или приобрести ценные бумаги страны на 12% объема сокрытого имущества. При этом параллельно с амнистией увеличивались штрафы за неподачу данных. В результате в страну вернулось около 61 млрд. евро. Многие предпочли что-то потерять, но потом спать спокойно.

Теги: валюта амнистия валютная амнистия нацбанк валютная лицензия индивидуальная лицензия Арсен Низельский
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3470