"Трагическая" нехватка денег в бюджете заставляет правительство идти на неожиданные меры - "резать священных коров". Уже активно обсуждают возможность введения налога на роскошь, а тут новая инициатива – обложить налогами операции с офшорными зонами. Однако, по мнению наблюдателей, эта инициатива власти – лишь социальный популизм, который не получит никакого реального воплощения.

Крайняя мера спасения бюджета…

На прошлой неделе вице-премьер-министр, министр социальной политики Украины Сергей Тигипко заявил, что увеличить поступления в бюджет в 2012 году возможно благодаря введению 12% сбора с финансовых операций, осуществляемых с офшорными зонами. "Именно с помощью таких операций большой бизнес обычно минимизирует свои налоговые обязательства. Мы предлагаем внедрить 12-процентный сбор на операции с офшорами", - подчеркнул Тигипко. По его словам, такое решение принесет в бюджет Пенсионного фонда около 3 млрд. гривен. Причем это без Кипра. По нему, как отметил чиновник, готовится отдельное решение. "И если мы только примем эти два решения, то мы вдвое превысим поступления, предусмотренные для повышения пенсий и выплат чернобыльцам", - сообщил вице-премьер.

Подобные заявления, как считают эксперты, могут свидетельствовать о том, что у власти не осталось иных способов наполнить госбюджет - правительство продолжает искать источники наполнения Пенсионного фонда, но энтузиазм чиновников уже заканчивается.

…или профанация?

Однако эксперты считают, что решение Минсоцполитики не принесет ожидаемых результатов, так как подобное налогообложение просто не будет эффективно. "Новый налог не принесет дохода в бюджет, ведь работа с офшорными схемами теряет интерес, как только она удорожается. При этом обойти уплату налога достаточно просто, поставив в качестве прокладки компанию из респектабельной юрисдикции", - рассказывает почетный президент юридической компании Jurimex Данил Гетманцев.

По его словам, раскрыть реального собственника компании достаточно сложно, ведь бизнесмены "выше среднего" уровня не пользуются услугами только одного офшора, а строят целые холдинги, которые могут быть не всегда связаны друг с другом, а также используют при построении своих бизнес-схем подставных лиц. "Раскрыть бенефициара можно по решению суда, но это крайне сложная процедура. Что касается отслеживания движения средств по счетам, то их отслеживают только в Украине. В рамках борьбы с незаконной легализацией денег, добытых преступным путем", - отмечает Гетманцев и добавляет: "Поэтому мы и делаем вывод о том, что предлагаемый налог является профанацией".

Что делать с Кипром?

Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин напоминает, что основной иностранный инвестор в Украине – это Кипр. "Поэтому если с Кипром вопрос не решится, то объёмы поступлений от офшорного налога в Пенсионный фонд будут минимальными, что бы власть ни делала", - считает он.

Однако Кипр, хоть и является местом сосредоточения огромной части украинского и российского капитала, давно уже не офшорная зона. "Прекратить безналоговый статус своих предприятий, ввести обязательную отчетность – это требования, которые выполнил Кипр при вступлении в ЕС. Поэтому операции с Кипром под налогообложение не попадут. На Кипре, как, кстати, и в других бывших английских колониях, существует институт номинальных держателей акций компании и номинальных директоров. Граждане Кипра подписывают с реальными собственниками (бенефициарами) компании трастовое соглашение, по которому они выступают номинальными держателями акций (директорами) компании, но обязуются действовать исключительно по поручениям и в интересах бенефициара, имя которого знают только адвокаты и банки, обслуживающие такие компании", - рассказывает Данил Гетманцев.

Экс-директор Национального института стратегических исследований Юрий Рубан согласен с коллегами и подчеркивает, что налогами надо облагать те офшоры, которые были засвечены в серьезных операциях купли-продажи, ведь именно там сосредоточена прибыль. А вводить налог на операции с зонами, из которых никогда не заходили деньги в Украину – бессмысленно.

Какая есть альтернатива?

"Авторы данной законодательной инициативы хорошо знают, что схемы работы непосредственно с классическими офшорами отживают (если уже не отжили) свое. Гораздо более выгодно и безопасно осуществлять сотрудничество с компаниями из юрисдикций, которые никогда не будут офшорными зонами. Например, Великобритания, Швейцария, Австрия, Нидерланды. А уже эти компании в свою очередь сбрасывают полученные ими средства на офшорные или льготные компании с целью оптимизации налогообложения", - говорит Данил Гетманцев.

Поэтому, по его мнению, сегодня необходимо создавать стимулы для работы бизнеса внутри Украины, только тогда украинские бизнесмены будут заинтересованы в том, чтобы не скрывать, что они являются собственниками компаний, которые находятся в офшорных зонах. "Условие может быть только одно – легализация своей собственности и капитала, возможно, амнистия капиталов, которая даст возможность вывести их на свет Божий без каких-либо юридических последствий. Основной мотив работы через офшоры и компании–нерезиденты - это не столько минимизация налогообложения, сколько безопасность капиталов, и собственная безопасность", - отмечает юрист.

А пока безопасность капиталов не обеспечена, фискальная идея Минсоцполитики не найдет поддержки в Верховной Раде, считают эксперты. "Думаю, что в это не верят даже сами авторы инициативы. Так как для них принятие и работа закона повлечет за собой полное фиаско. Им было бы намного выгодней, если бы закон по каким-то причинам принять не дали", - считает Данил Гетманцев.

С ним солидарен и директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин, который считает, что решение ввести 12% сбор на операции с офшорными зонами не будет реализовано. "Это скорее попытка власти продемонстрировать социальную направленность своей политики", - уверен он.

Теги: пенсионный фонд бюджет налог кипр офшор
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2788