Обнародованный в понедельник проект госбюджета на 2018 год будет вынесен на суд депутатов в пятницу, 22 сентября. Об этом сообщил спикер украинского парламента Андрей Парубий.

По словам министра финансов Украины Александра Данилюка, основные приоритеты госбюджета на 2018 год сводятся к увеличению расходов на образование, медицину, оборону и безопасность, социальную сферу, децентрализацию, поддержку фермеров, ремонт и строительство дорог.

В правительстве явно гордятся тем, что не стали поднимать ставки налогов, как это часто бывает, а увеличение доходов рассчитывают получить за счет увеличения экономического роста. По базовому сценарию, ВВП в следующем году вырастет на 3% (4% при наиболее оптимистическом развитии ситуации и 1,2% — при пессимистическом).

В то же время эксперты называют этот документ обычным перераспределением доходов и расходов с учетом инфляции. И не верят во многие идеи и показатели.

Общая смета и точки роста

В следующем году сводный бюджет Украины (общая и специальная части, а также местные бюджеты) превысит 1 триллион гривен, как по доходной, так и по расходной части.

Как следует из пояснительной записки к госбюджету-2018 (№7000 от 15 сентября 2017 г.), доходы сводного бюджета в следующем году вырастут почти на 15%, до 1,12 трлн грн, а расходы — соответственно, почти на 20%, до 1,19 трлн грн в сравнении с уже отредактированной версией бюджета на 2017 год.

Отдельно доходы госбюджета составят 877 млрд грн, а расходы 948 млрд грн. При этом предельный дефицит госбюджета запланирован на уровне 77,9 млрд грн, что составляет 2,4% от ВВП. Напомним, что нынешний бюджет сверстан с дефицитом в 3% ВВП.

«Это самый скучный бюджет среди всех проектов. Там нет радикальных изменений, например, распределения денег между центральным и местными бюджетами или налоговых новаций», — рассказал UBR.ua экономист, председатель Украинского общества экономических свобод (UEFF) Марьян Заблоцкий.

По словам исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олег Устенко, роста экономики на 3% вполне реально добиться в следующем году. Но это нельзя считать прорывом. Пока мы видим простое увеличение бюджетов на уровень инфляции и удачные или не очень проталкивания ведомствами своих финансовых интересов.

«За 2014-2015 годы экономика потеряла 15%, потом отвоевала около 2,5% в прошлом году и еще около 1,5% будет в этом. Рост в 3% не выводит нас на стабильную линию развития, когда ощущается улучшение жизни и растет потребление. Это консервативный рост экономики, основанный на экспортной модели», — отметил Устенко.

По его словам, в следующем году мировая конъюнктура будет благоприятная для нашего экспорта. Цена на металлы будет не хуже, чем средняя по этому году, скорее всего будет незначительный рост на рынках АПК.

Впрочем, правительство всерьез рассчитывает на развитие машиностроения (особенно в секторах обороны, энергетики, строительства), что позволит этому сектору расти на 7,2% в год. В том числе за счет авиакосмической отрасли в контексте договоренностей со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Бразилии. При этом агросектор, по расчетам чиновников, даст всего 1% роста. Хотя с этим согласны не все.

Марьян Заблоцкий, например, уверен, что драйвером роста экономики и поступлений валюты в страну останутся, как и прежде — АПК и металлургия.

«Промышленность потихоньку умирает из-за проблем в энергетике и конъюнктуры на мировых рынках. Да, правительство хочет видеть развитие машиностроения, но у меня такое ощущение, что эта отрасль слишком сильно отстала. Достаточно посмотреть, что делается у нас и за границей в технологическом плане в этих отраслях», — считает Заблоцкий.

В конечном итоге правительство рассчитывает, что за счет реформ и увеличения внутреннего спроса (в том числе за счет повышения соцстандартов) будет расти занятость и сокращаться инфляция.

Сомнительные показатели

Инфляция в 2018 году ожидается на уровне 7%, что ниже, чем было запланировано на текущий год (8,3%). Впрочем, власти уже официально были вынуждены пересмотреть прогноз по инфляции на этот год до 11,2%.

«Инфляция не уложится в запланированные бюджетом рамки в 7%. В последние годы слишком много напечатали гривни. Реальный показатель инфляции редко бывает ниже учетной ставки НБУ. Потому консервативный и оптимистический прогноз на следующий год 12-15%», — сказал Заблоцкий.

Олег Устенко также называет реальный рост цен в 2018 году на уровне 12-15%. По его словам, потребление домохозяйств вряд ли будет существенно расти.

Статистика по росту доходов населения явно показывает смещение в пользу бюджетного сектора. Он и толкнул на увеличение средней зарплаты, о чем рапортует Госстат. Поэтому повышение соцстандартов не даст желаемого толчка экономике.

«Потребление не будет расти за счет кредитования экономики, потому что монетарная политика будет сдержанная. Объемы кредитования могут немного подрасти, но, чтобы этот фактор стал оказывать какое-то влияние, потребуется значительно больше времени», — заметил Устенко.

Такие же сомнения вызывает и среднегодовой курс доллара, который запланирован на уровне 30,1 грн/$ (в бюджете-2017 — 27,2 грн/$). Хотя еще на прошлой неделе министр финансов утверждал, что все расчеты в бюджете построены на курсе 29,3 грн/$. Возникает подозрение, что эти цифры так же условны, как и показатели инфляции.

Эксперты считают, что правительство пытается где можно урезать расходы и найти как можно больше денег для погашения внешних долгов.

«Финансировать дефицит бюджета в 2,4% ВВП предлагается за счет приватизации и внешних заимствований. Но приватизация — это неустойчивый источник покрытия дефицита бюджета, что лишний раз показал опыт нынешнего года, когда планировали собрать все те же 17 млрд грн», — заметил Устенко.

Поэтому правительство снова пойдет занимать деньги. Пока, согласно проекту, в 2018 г хотят одолжить почти 215 млрд грн. Из них 91,2 млрд грн или 42,4% общей суммы будет привлечено на внешних рынках.

Деньги правительство планирует привлекать в среднем под 12% годовых на внутреннем рынке, а на внешнем — под 9% годовых. Отдельно стоит отметить, что привлечение сверхплановых займов в 2018 году пока не предусмотрено.

«Нам будут говорить, что сейчас выгодно одалживаться. Однако стоимость заимствований для Украины снизилась до 7-7,5% не потому что мы провели реформы, а просто рынок стал более благосклонен ко всем участникам», — считают в Фонде Блейзера.

На погашение старых долгов потратят почти 176 млрд грн и еще 130,2 млрд грн уйдет на обслуживание оставшихся. В результате общие расходы госбюджета на выплаты по долгам составят около $11,7 млрд по текущему курсу НБУ. К концу 2018 года, как ожидается, размер прямого госдолга Украины достигнет 1,999 трлн грн, или 61,5% ВВП.

Кому дадут денег

Кроме погашения внешних долгов по размеру трат сопоставимы только расходы на оборону и безопасность, которые будут, как и прежде заявлялось, в размере 5% ВВП.

Общее финансирование силового блока увеличат до 164,9 млрд грн (5% ВВП), это на 21,3 млрд грн больше, чем в нынешнем году. Из 83,3 млрд грн для Минобороны 16,4 млрд грн выделят на закупку и модернизацию вооружения.

Еще 63,9 млрд грн пойдет на финансирование Госпогранслужбы, Нацполиции, Нацгвардии, и Службы по чрезвычайным ситуациям (увеличение на 10,8 млрд грн).

Как уже упоминалось, будут повышены соцстандарты. Средний прожиточный минимум вырастет на 153 грн, до 1853 грн. А минимальная зарплата — с 3200 грн до 3723 грн.

Больше повезет учителям — им снова поднимут на 25% зарплаты. Например, учитель 1 категории получит более 8000 грн (+1600 грн). Всего расходы на образование в 2018 году вырастут на 18,3% — до 217,5 млрд грн со 183,8 млрд грн, запланированных в госбюджете на 2017.

Медицине добавят всего 11 млрд грн (до 112,5 млрд). На финансирование первичного звена медпомощи будет направлено 13,2 млрд грн, вторичной и третичной медпомощи — около 52 млрд грн. На поддержку сельской медицины, инициированную президентом Петром Порошенко планируется направить в 2018 году 1 млрд грн.

Впрочем, больше денег получат не все. Во-первых, по словам министра соцполитики Андрея Ревы, примерно на 5 млрд грн сократится выплата коммунальных субсидий. В правительстве считают, что 55 млрд грн — будет вполне достаточно для разбогатевшего населения. Вместо 6,4 млн семей льготы смогут получить не более 5-5,5 млн
домохозяйств.

Как ранее заявлял министр финансов Александр Данилюк, при подготовке бюджета на 2018 год Кабмин сконцентрировался на приоритетных сферах и отказался от второстепенных трат, чтобы полностью финансировать и охрану здоровья, и реформу образования, и пенсионную реформу. Всем остальным, по мнению экспертов, будут выделять средства как получится.

Впрочем, если депутаты не примут закон о пенсионной реформе, как хочет правительство, необходимость финансирования дефицита Пенсионного фонда может сменить приоритеты.

«Если реформу не примут, то расходы на покрытие дефицита ПФ будут вымывать средства, предназначенные на другие цели. В этом году он составил больше 6% ВВП. Это очень много», — заверил Олег Устенко.

Теги: госбюджет госдолг доходы расходы валюта
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 986