В Украине в очередной раз побывала с ревизией миссия МВФ. На повестке были всё те же топ-темы: цена газа, пенсионная реформа и дефицит бюджета. В правительственных стенах чиновники и ревизоры пришли к устным договоренностям, которые закрепят в более надежной письменной форме текстом Меморандума. Общее настроение удовлетворенности протеканием изменений в экономике Украины всё же требует продолжения реформаторского курса. Смыслом которого станет ряд непопулярных мер от итога последних и будет зависеть судьба кредитной линии. Не побоится ли власть гнева народа во имя МВФ, разбирался UBR.UA. Что же ждет нас впереди?

Жить в Европе и газ по европейской цене

Украине не избежать повышения цены газа. Во-первых, это требование Международного валютного фонда согласно программе сотрудничества. А во-вторых, рынок переформатируется под единую среднеевропейскую цену, включая Россию, которая также объявила о повышении тарифов для своих граждан.

"Уровень цены газа будет близким к среднеевропейскому, потому что, этим же путем идет и Россия. В России тоже объявлен курс на повышение тарифов на внутреннее потребление газа. У нас ещё есть некоторые политики, которые полагают, что благодаря каким-то льготам российским коллегам, у нас будут российские цены. Но всё равно они будут высокими, период низких цен прошел. Я как эксперт за повышение цен на газ, но с защитой большей части потребителей, которые не в состоянии оплачивать. Почему за? Потому что, во-первых, у нас практически остановились в развитии наши национальные компании, мы всё меньше добываем нефти и газа, во-вторых, низкие цены на газ не мотивируют к экономному потреблению и развитию альтернативных видов энергии. Но это повышение не должно стать очередным экспериментом над народом", - говорит президент Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук.

Какой будет конечная цифра стоимости газа для бытового потребителя в Украине, эксперт не сказал.

"Перед кризисом в некоторых скандинавских странах цена на 1000 кб. м. была 1200 евро, но у них и другая зарплата. У них есть право выбора, кого не устраивала эта цена, могли перейти на альтернативный вид энергии. У нас этого нет. Тем не менее, цена будет расти, к этому надо готовиться. Должен смотреть Антимонопольный комитет и другие органы государственного контроля. Если растет, к примеру, цена сена из-за цены на газ, нужно связать два этих фактора и выяснить есть ли прямое влияние, чтобы исключить спекулятивный момент", - обрисовал опыт европейцев А. Тодийчук.

Большее зло – пенсионная реформа

МВФ настаивает на проведении пенсионной реформы, чем ставит в затруднительное положение Правительство. Власти либо придется пойти на непопулярные меры и принять законопроект в марте, как того требуют представители фонда, либо остаться без очередного транша.

"Повышение пенсионного возраста это не реформа. Это просто повышение пенсионного возраста. Небольшое изменение в рамках существующей системы. Реформа в данном случае – переход к накопительной системе, то есть то, что меняет принцип. Изменения в пенсионном законодательстве, которые согласованы с МВФ, конечно, протащить их через парламент ничего не стоит, но сейчас действует синдром постмайдана. Власть сильно испугалась, когда попыталась таким способом действовать с Налоговым кодексом. Потому что она действительно не имеет достаточно легитимности для того, чтобы проводить какие-то непопулярные меры. Сейчас власть в выборе меньшего из зол, либо рисковать, принимая такие непопулярные меры, либо остаться без денег МВФ", - говорит экономист аналитического центра социально-экономических исследований "Case Украина" Владимир Дубровський.

По мнению эксперта сценарий событий будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация с общественным мнением, с государственными финансами и платежным балансом. И если финансы и баланс будут относительно благополучны, тогда вполне, возможно, это решение попытаются отложить.

"Правительство взяло на себя обязательства и МВФ, наверное, будет проявлять жесткость, потому что на сегодняшний день с одной стороны нет такой катастрофической ситуации с банками, которая угрожала бы всей Европе как в 2009 году. С другой стороны МВФ уже сыт по горло необязательностью правительств и Украины как заемщика, поэтому вряд ли будет толерантно подходить к нарушению Правительством своих обязательств", - резюмировал экономист.

Дефицит бюджета – второстепенная забота

Дефицит текущего бюджета Украины не столь острая проблема в переговорах о получении очередного транша. К тому же, чтоб располагать предметными данными по состоянию бюджета, необходимо дождаться как минимум конца первого квартала.

"Вопрос дефицита бюджета на сегодняшний день остро не стоит, по той причине, что тот бюджет, который принят, в общем-то, имеет показатели даже ниже, чем те, на которые соглашался МВФ. То есть уровень дефицита в 3,1%, в то время как МВФ требовал не выше 3,5%. Соответственно пока что по одному месяцу делать какие-то оценки преждевременно. Необходимо дождаться хотя бы окончания первого квартала, в конце которого мы плану должны получить транш", - говорит эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.

По его словам, если МВФ пойдет на то, чтоб выдать кредит, то это произойдет где-то в середине марта. Также он отметил, что вопрос дефицита бюджета остро на повестке дня не стоит.

Своими силами власть справиться не пожелала

Сбалансированная бюджетная политика, ориентированная на сокращение расходов на управленческий аппарат, позволила бы высвободить сумму средств, соответствующую текущему дефициту бюджета. И таким образом, избавить от необходимости сотрудничества с фондом.

"Очередной раунд переговоров Украины с МВФ, скорее всего, закончится выделением транша и это можно считать достижением Правительства в определенной степени. Потому что оно получит очередную необходимую сумму денег для того, чтобы покрывать дефицит бюджета. И очевидно, что тот дефицит, который заложен правительством на этот год вряд ли будет выполнен, он будет большим. Поскольку пока нет тенденций для роста экономики. В таких условиях транш - это своего рода спасательный круг для Правительства", - говорит кандидат экономических наук Андрей Новак.

Хотя, по его словам, если посмотреть на структуру расходов государственного бюджета, то можно уверенно сказать, что украинское правительство при желании могло сократить расходную часть ни менее чем на 60 млрд грн, если бы у него на это была политическая воля.

"Потому что только сокращение расходов на бюджетных паразитов на управленческие органы власти дает сокращение затрат до 60 млрд. грн. Эта сумма больше, чем Правительство ожидает от МВФ в этом году. То есть при желании Правительство могло спокойно обойтись без сотрудничества с МВФ, но для этого надо было действовать как цивилизованные страны во время кризиса. Они сокращали расходы на государственные органы управления, а у нас наоборот, бюджетом 2011 в среднем на 30% увеличили затраты по сравнению с 2010 на аппарат Президента, Верховной Рады, Кабмин, Службу безопасности, Генеральную прокуратуру, МВД и т д. Если бы Правительство сделало как цивилизованные страны, у нас просто бы не было необходимости в сотрудничестве с МВФ. И не было бы необходимости делать псевдо реформы, которые в действительности ухудшили в частности налоговую и бюджетную системы", - резюмировал эксперт.

Как поведет себя Правительство в непростой ситуации выбора между деньгами МВФ и народным спокойствием предсказывать сложно. Очевидно, помня опыт налогового Майдана, власть не рискнет на резкие радикальные меры, но поэтапно и постепенно, судя по всему, украинцам их не миновать.

Теги: мвф бюджет газ дефицит реформа транш
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3767