3 октября МВФ опубликовал Меморандум, под которым подписались украинские власти перед выделением нашей стране третьего кредитного транша — $1,3 млрд. Деньги пришли в страну еще в середине сентября, а условия для их предоставления и выделения следующих траншей опубликовали только сейчас. 

Украина еще может получить до конца 2016 г. $1,3 млрд, а на 2017 г. МВФ запланировал для нас $5,4 млрд.: самое большое вливание в первом квартале — $1,986 млрд, затем транши сократятся до $1,33 млрд, а в конце — до $735 млн.

Но не успели власти опубликовать список своих обязательств перед Международным валютным фондом, как стало очевидно, что они уже нарушаются. В частности, 5 дней назад истек срок подачи в Верховную Раду обновленной редакции закона по реформе корпоративного управления государственных банков. Документ не подали, хотя этот вопрос сегодня еще не является политически-выгодным, в отличии от поднятия пенсионного возраста или запуска рынка сельхозземель. Именно принятие законопроекта по земле до конца 2016, согласно меморандуму, будет контрольным маяком для получения очередного транша. Равно как и пенсионные законы, о которых, как уверяли в Кабмине, речь не шла.  

Для получения кредитных средств сделать нужно достаточно.

 

  • Декларирование доходов за 2015 — конец октября 2016(новый структурный пункт в программе)
  • Разработка косвенных методов оценки, уменьшение разрыва в налогообложении между упрощенцами и другими плательщиками — конец октября 2016
  • Внедрение механизма ежеквартального пересмотра цен на газ (при изменении цены импортного паритета на 10%) — конец октября 2016
  • Реформа корпоративного управления госбанков — конец сентября 2016
  • Принять законопроект по земле — по ее продаже (контрольный маяк для очередного транша) — 31 декабря 2016
  • Принять законопроект по повышению пенсионного возврата — 31 декабря 2016
  • Принять полный пакет по здравоохранению — 31 декабря 2016  
  • Продажа ОПЗ — 31 декабря 2016, 
  • Продажа Центрэнерго — 30 марта 2017
  • Монетизация жилищных субсидий, рыночные тарифы — 30 марта 2017
  • Достичь дефицита Нафтогаза в 0% — конец 2017 года

 

Впрочем, ничего принципиально нового, о чем бы власти или общественность не догадывался, в итоговом Меморандуме нет, отмечают эксперты (разве что зафиксировали отдельно на бумаге обязательность завершения в октябре внедрения е-декларирования). Просто ранее обсуждаемые в обществе слухи о новых ограничениях и обязательствах обрели четкие очертания: больше деталей появилось в вопросе реформирования субсидий — по части проверок претендентов и формулирования требований к ним.

"За последний год было несколько десятков черновиков этих меморандумов, которые постоянно выливались в прессу. Но это были черновики, а теперь конкретика и по условиям, и по срокам. Хотя, некоторые пункты выглядят странно и нелогично. Например, приватизация ОПЗ до конца 2016 года и ряда облэнерго до марта 2017 года. А в течении всего следующего года нужно принять прогрессивный закон по приватизации. Зачем спешить продавать то, что сейчас не дает нормальную цену и не на лучшей законодательной базе? Это противоречит логике. Но у нас много разных лоббистов, которые через МВФ (под видом требований Фонда) пытаются продавить нужные вещи. И по той же монетизации, и по приватизации", — отметил UBR.ua руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий.

Из 12 пунктов наиболее резонансных требований — 4 предстоит выполнить в октябре (е-декларирование, измененное законодательство по упрощенцам и косвенным методам оценки, механизм ежеквартального пересмотра цен на газ для граждан, вопросы управления госбанками), еще на 4 обязательства (проекты по земле, пенсионному возрасту, по здравоохранению, продаже ОПЗ) отведено время до конца декабря 2016 года. И до марта-декабря 2017 года предстоит определиться с приватизацией ряда облэнерго, монетизацией жилищных субсидий, приведением тарифов к рыночным, обновленным законом по приватизации. 

Впрочем, пока сложно оценить, смогут ли власти выполнить в сжатые сроки многое из того, что откладывалось договоре время, на чем спекулировали годами.

Что будет за невыполнение

Все перечисленные пункты экономисты называют не обязательством, а шагами для оздоровления на усмотрение власти. Ценой их выбора будут последующие транши Фонда. 

"Складывается впечатление, что в Киеве поняли, что с очередным траншем спешить не нужно, поэтому и подписались на такие сложные условия. Да и последние публичные выступления президента касательно экономики, в которых он призывает к поиску внутренних ресурсов для ПФ, на медицину, свидетельствуют о том, что очередной транш не считается критичным. Главным для них было разблокировать помощь от Евросоюза, США и других финорганизаций", — сказал UBR.ua главный аналитик РА "Эксперт-рейтинг" Виталий Шапран.

Но, если без обещанных МВФ $1,3 млрд до конца 2016 Украина действительно может обойтись (и сэкономить на процентах), то уже в 2017 г. нам снова потребуются кредитные транши Фонда. Ведь Украине предстоят крупные платежи по внешнему долгу — $2,6 млрд. Для сравнения: в этом году нам нужно заплатить кредиторам $1,2 млрд.

"А еще не стоит забывать о гарантированных государством внешних долгах на $1,37 млрд и нагрузке в виде внутренних гривневых долгов на не один десяток миллиардов", - напомнил экономист Андрей Блинов. 

Также к очередному траншу МВФ вновь подвязаны $1 млрд кредитных гарантий США и 600 млн. евро помощи Евросоюза. К тому же, сам МВФ рассчитывает, что с 2017 года Украина вновь пойдет занимать деньги на международных рынках. А идти за деньгами к иностранцам, рассчитывая на приемлемую цену, без положительной оценки Фонда, можно даже не пытаться.

"Цена привлечений для Украины будет зависеть от того, как мы ведем реформы. Оценку их качества дает Фонд. Инвестор, которому предлагают купить наши облигации на $100 млн., не будет сам изучать, что происходит в Украине. Он изучит бумаги МВФ по выполнению нами обязательств. И на фоне незабытой реструктуризации госдолга страны, и негативных высказываний Фонда, о деньгах, а тем более дешевых деньгах, можно не мечтать", — предупреждает Александр Паращий.

Без положительного заключения МВФ Украина не сможет привлечь недорогие кредиты из других источников. А они нужны не только для выплаты в следующем году по долгам $2,6 млрд., но и для перезапуска экономики страны в целом. Той экономики, которая должна вытянуть крупные выплаты по госдолгу, что мы отсрочили на 2018-2019 гг. — $8 млрд.

Пока нет ни малейшей уверенности, что украинская экономика вытянет такой объем. Тем более за счет собственных ресурсов (неясна конъюнктура на внешних рынках — зерно, металл). Потому МВФ — подстраховка, без которой нам не обойтись, подтвердил Паращий.

"Можно, конечно, уверять что курс не особо зависит от денег МВФ, что фундаментальной зависимости между программой и курсом нет. Но у нас есть болезненная психологическая зависимость и мы понимаем, что рынки будут негативно реагировать на любые проволочки по программе Фонда, что тотчас скажется на ценах облигаций, обрежет возможности заимствовать на рынках без МВФ, и отразится паническими настроениями на валютном рынке. Не надо обольщаться на этот счет", — заметил он UBR.ua. 

С учетом поддержки МВФ, напоминает Паращий, курс удержат на заявленном в бюджете уровне 28 грн/$, а без МВФ — наиболее оптимистичный прогноз – 30 грн/$.  

Если же наоборот, украинская сторона выполнит хотя бы ряд требований, призванных снизить давление на бюджет, — это позитивно отразится на государственных финансах и сделает экономику более привлекательной для инвестиций. 

"При этом нормальное администрирование налогов и детенизация экономики снизят необходимость в некоторых непопулярных шагах, и станут пунктами для переговоров с Международным валютным фондом по смягчению требований", — считает ведущий эксперт информационно-аналитического центра Forex Club в Украине Андрей Шевчишин.

Теги: мвф кредит госдолг
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 375