Украинцы вынуждены покрепче затянуть пояса. Повышение коммунальных тарифов и общее удорожание жизни в стране вынуждает многие семьи экономить даже не еде. Этот тренд еще больше усилил спад в розничном товарообороте

По данным эксперта "Фонда общественной безопасности" Юрия Гаврилечко, за последние три года в натуральных показателях он снизился в 2,5 раза. Если мерить в деньгах, картина более радужная. Как отчитался Госстат, за 10 месяцев 2016 г. розничный товарооборот в Украине превысил 932 млрд. грн., что на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. 

Учитывая, что цены за это время выросли, как минимум, на 10%, несложно понять: даже подорожание не помогает рынку догонять показатели более благополучных прошлых лет. 

К примеру, если сравнивать нынешние цифры с позапрошлогодними, то налицо спад почти в 22%. А в некоторых регионах финансовые показатели продавцов падают, несмотря на рост цен. Скажем, в Ривненской области спад составил 1,3% (до 20,9 млрд. грн.), в Черновицкой — 1,5% (до 15 млрд. грн.), в Житомирской — целых 4,9% (до 23,9 млрд. грн.). 

И, чтобы получить доступ к изрядно похудевшим кошелькам украинцев, ритейлерам приходится проявлять чудеса изобретательности.
На голодном пайке

"Все больше украинцев сейчас покупают лишь самое необходимое, выбирают продукты по цене и редко закупаются на неделю вперед, как это было ранее", — рассказал UBR.ua глава Ассоциации поставщиков розничных сетей Алексей Дорошенко. 

О том, как изменилось меню наших граждан можно судить по тем же данным Госстата. Согласно им, за первое полугодие 2016 г. продажи курятины упали, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, почти на 2 тыс. т (до 109 тыс. т), мяса и колбас — на 10 тыс. т (до 63,8 тыс. т), рыбы — на 2,5 тыс. т (до 32,4 тыс. т), растительного масла —более чем на 10 тыс. т (до 44,5 тыс. т), сахара — на 20 тыс. т (до 74,4 тыс. т) и т.д. 

Даже пить украинцы стали меньше: продажи водки за год снизились на 0,8 млн. дал (до 4,5 млн.). Впрочем, в последнем случае речь, скорее идет о переориентации на дешевую "паленку", чем о тотальном "отрезвлении общества", говорят эксперты.

Как бы то ни было, глобальный кризис потребления еще больше усилил две основные тенденции, которые наблюдались на отечественном рынке продуктового ритейла и в прошлом году. Первая — дальнейшая "победная поступь" магазинов у дома и минимаркетов. По словам Дорошенко, они продолжают переманивать покупателей у крупных супермаркетов. Преимуществ у "малышей" несколько: они удобно расположены, предлагают свежую продукцию, которая, к тому же, нередко стоит дешевле, чем в маркетах. Ценовое преимущество достигается за счет прямых поставок и быстрого расчета с производителями (в супермаркетах отсрочка платежей составляет 90 дней).

В прошлом году, по данным директора исследовательской компании GT Partners Игоря Гугли, несколько небольших сетей даже сумели ворваться в топ лидеров по открытию новых магазинов. 

Скажем, "Лоток" прирос 20 новыми точками, "Рукавичка" — 23. В этом году тенденция только закрепилась. По итогам трех кварталов было открыто порядка 120 минимаркетов, это 38% от общего числа новых продукторых магазинов. На магазины у дома пришлось 23% открытий,

Алексей Дорошенко говорит, что "капризность" покупателей делает рынок все более неопределенным. 

"Нет готовых рецептов. У одного магазина продажи растут, у другого — падают. Все очень индивидуально и зависит от ценовой политики и умения работать с покупателями. Даже крупные сети сейчас экспериментируют с форматом. Скажем, "Фоззи" отдала несколько магазинов, в которых ранее размещались "Сельпо" и "Фора" под свой более экономный формат "Трэш", — отмечает Дорошенко.

Избавляются от лишнего

Дорошенко утверждает: усиление конкуренции за покупателей заставляет многие сети распродаваться. Причем, если ранее мелкие региональные ритейлеры пытались выгодно продать сразу весь свой бизнес, то сейчас пристраивают его частями, выставляя на реализацию отдельные торговые точки. 

"От продуктовых площадок пытаются избавиться также некоторые владельцы торговых центров, которым все сложнее заниматься непрофильным бизнесом", — рассказал UBR.ua Дорошенко. 

Как уже писал UBR.ua, недавно на рынке появились слухи о покупке сетью АТБ 17 из 27 магазинов западноукраинской продуктовой сети "Барвинок". Правда, в АТБ эту сделку пока не подтвердили, что, впрочем, не помешало экспертам заявить о дальнейшей концентрации рынка. 

По данным GT Partners, в 2015г лидировали по торговым площадям АТБ (786 торговых точек), Fozzy Group (522), Volwest Group (202).

По словам Дорошенко, число выставленных на продажу площадок с начала этого года выросло в разы, что обвалило цены на них на 10-30%. Так что лидеры рынка, располагающие деньгами, имеют неплохую возможность расшириться за сравнительно небольшие деньги. Впрочем, Игорь Гугля считает, что о буме гворить преждевременно - сделки по поглощениям происходили как до кризиса, так и сейчас, аналогично постоянно появляются новые операторы и закрываются те, кто не выдержал испытания этим бизнесом.

В следующем году тенденции вряд ли кардинально изменятся. С одной стороны, в проекте бюджета -2017 запланировано повышение минимальных зарплат вдвое — до 3, 2 тыс. грн., что, как считают власти, должно стимулировать потребление. С другой — повышение могут "съесть" рекордные тарифы на коммуналку и рост цен на еду, о котором уже предупредили производители.

Так что украинцам и дальше придется выживать на более чем скромном меню, а ритейлерам — проявлять чудеса изобретательности, чтобы заставить граждан покупать больше. Скорее всего, крупные сети для этого будут переходить на максимально экономный формат с низкими ценами и максимально расширять линейку товаров под собственными ТМ. Ну а малышам — как повезет. Некоторые попытаются максимально специализироваться, выторговывая у поставщиков низкие цены за счет быстрой оборачиваемости и возврата денег, а те, кто не смогут этого сделать — пойдут с молотка.

Теги: потребительские настроения магазины торговые сети слияния и поглощения
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 108