После того как Международный валютный фонд опубликовал подписанную с Украиной версию Меморандума, наконец стали ясны ключевые условия выделения нам $1 млрд. А после заявления чиновников Минфина и НБУ о получении уже и следующего, пятого кредитного транша в мае-июне 2017 года, не вызывает сомнений, что наши власти согласились со всеми требованиями кредитора.

Это значит, что до конца мая должны быть предприняты реальные шаги в части запуска рынка земли и антикоррупционных судов, наполнения Пенсионного фонда, усиления полномочий антикоррупционного бюро.

Борьба с коррупцией

Как считают опрошенные UBR.ua эксперты, один из главных акцентов МВФ — это борьба с коррупцией. Отсутствие реальных результатов в этом деле сильно беспокоит Фонд.

«Все, с кем общался на Западе отмечают, что нет прогресса в борьбе с коррупцией. Они постоянно это проговаривают. Поэтому все поднимаемые вопросы — монетизация льгот, продажа земли, приватизация — рассматривают в контексте борьбы с коррупцией. К этому будет повышенное внимание», — отметил UBR.ua исполнительный директор международного Фонда Блейзера Олег Устенко.

До конца июня антикоррупционное бюро должно получить право прослушки и проведения следственных действий под прикрытием. Это требование МВФ следовало выполнить еще в ноябре 2016 г., а вот теперь установлен новый срок — в мае депутаты должны принять соответствующий закон.

Борьба с коррупцией настолько принципиальна для МВФ, что реальные результаты в этом направлении могут даже перекрыть «провалы» по другим маякам Фонда.

«Они хотят реальный результат: получить громкое дело и увидеть «посадку» какого-то серьезного чиновника. Это даже могло бы отодвинуть другие вопросы чуть в сторону», — не исключил в беседе с UBR.ua директор аналитического департамента ИК Concorde Capital Александр Паращий.

Землю сдадут

Не удастся дольше тянуть и с открытием рынка земли. Законопроект на эту тему должен быть утвержден до конца весны.

В меморандуме, обнародованном МВФ, даже стоит срок отмены моратория на продажу земли сельхозназначения — с конца 2017 года.

Впрочем, эксперты сомневаются, что голосование в Раше пройдет гладко. И прогнозируют более «мягкий» поэтапный вариант запуска рынка земли: сперва на продажу попадут угодья, которые находится в государственной собственности, а через какое-то время и разрешат оборот и частных земельных паев граждан.

«По земельной реформе более-менее консенсус найден. Сперва госземли, а со временем – частные. Это то, что неформально оглашалось представителями разных политических партий, которые зачастили в Вашингтон. Так что переголосование должно быть до конца сессии ВР», — заметил Олег Устенко.

Пенсионная реформа

Как ни старались украинские чиновники обойти вопрос повышения пенсионного возврата, окончательно договориться по этому вопросу все же не удалось. В МВФ настаивают на том, что Украина не может откладывать проведение масштабной пенсионной реформы, включая повышение эффективного пенсионного возраста. Они рекомендуют постепенно повысить пенсионный возраст до 63-65 лет. Для мужчин новации должны заработать к 2026 году, а для женщин — к 2031 году.

При этом эксперты подчеркивают, что чиновники МВФ не настаивают, а именно рекомендуют повысить пенсионный возраст. А значит вопрос ликвидации дефицита Пенсионного фонда может быть решен любым способом. Например, увеличением норм отчисления того же единого социального взноса с параллельным поднятием срока необходимого трудового стажа и условий его учета.

«Предложений в этой части у украинской стороны было много. Но только увеличением срока трудового стажа не обойтись. Оно неадекватно повышению пенсионного возраста.

Ведь «набрать» 35 лет трудового стажа можно и к 55 годам», — отметил UBR.ua финансовый аналитик Александр Жолудь.

Льготы по ЖКХ урежут

Субсидии по оплате коммуналки украинцам тоже «подкорректируют»: если не обрежут выделяемые суммы каждому, то сократят списки субсидиантов.

Вопрос адекватности выделяемых государством сумм на субсидии поднимался еще в прошлом Меморандуме. Тогда МВФ подчеркивал: дефицит и квазидефицит (куда относится дыра в бюджете Пенсионного фонда) не должен превышать 3,7% ВВП.

«В прошлом году слышали от власти, что субсидий хватит на всех. МВФ это озадачило. Они не готовы это финансировать. Размер выделяемых государством субсидий не должен превышать разумные рамки», — отметил Александр Паращий.

По итогам 2016 года государство уложилось в заданные рамки. Но на 2017 год показатель дефицита и квазидефицита не должен превысить 3% ВВП. Что автоматически будет вести к сокращению расходов по льготным статьям. А это можно сделать только, введя прозрачный механизм начисления субсидий, а также установив более жесткие правила верификации тех, кто может претендовать на субсидии.

Нет реформ — нет денег

Без решения всех вопросов, а особенно наиболее тяжелых для общества земельной и пенсионной реформ, ожидать нового транша в мае-июне, что уже анонсировали чиновники, не стоит, считает старший аналитик ГК Forex Club Андрей Шевчишин.

Как депутаты будут изворачиваться и когда принимать решения — зависит от политических договоренностей.

«Учитывая, что во второй половине апреля и первой половине мая не будет пленарных заседаний ВР, маловероятно, что необходимы решения будут приняты до мая. Это все — тяжелые переговоры, провал которых может оголить политические проблемы и слабость коалиции. Но без решений ВР, июньского транша не будет», — отметил Андрей Шевчишин.

Еще два транша до конца 2017 года будут возможны только после очередного пересмотра программы сотрудничества с МВФ. Для этого надо будет выполнить прописанные требования, согласовать новую дорожную карту, выдержать установленные бюджетные ориентиры и разработать новые.

«Если этот период не будет затянут на 12 месяцев и не произойдет никаких форс-мажорных событий, то на следующий транш можно будет рассчитывать к зиме», — отметил Андрей Шевчишин.

Теги: пенсии мвф земельная реформа коррупция кредиты землі жкх
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 7372