Украина заявила, что с 1 января 2017 года станет членом ассоциации BEPS, внедряющей рекомендации по борьбе с уклонением от налогообложения, разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Как и другие страны мы должны будем применять меры по борьбе с выведением прибыли из-под налогообложения и бороться с размыванием налоговой базы. В нашей стране будет серьезно меняться налоговое законодательство. Чем грозят украинскому бизнесу новые правила игры UBR.ua спросили у партнера международной компании PricewaterhouseCoopers Украина (PwC Украина) Вячеслава Власова. 

Вячеслав, в чем суть присоединения Украины к ассоциации BEPS?

План содержит 15 направлений, по которым страны должны изменить местное налоговое законодательство. Украина пока выразила намерение работать с другими странами над разработкой новых правил, их внедрением и дальнейшим мониторингом их применения. То есть наша страна только заявила, что будет разрабатывать свое законодательство и будет готовиться к обмену данными с другими странами. В Украине для бизнеса еще не введено никаких новых требований. 

То есть реального мониторинга с 2017 года не предусматривается?

Пока — нет. Но в некоторых странах эти изменения уже произошли. Например, та же Голландия прописала у себя введение европейских правил. Она уже заявила, что в отчетности за 2016 год, которую будет подавать бизнес в 2017, последний обязан раскрыть информацию о всех подразделениях по миру, если совокупный оборот группы превышает 750 млн. евро. И предоставить в налоговые органы отчетность по каждой стране: оборот, прибыль, стоимость активов, количество персонала. Эта обобщенная отчетность подается в налоговые органы Голландии.  

Что даст наличие данных только у налоговиков Голландии?  

Страны, которые присоединились к инициативе BEPS, смогут обмениваться налоговой информацией между собой. Условно, если украинская холдинговая компания имеет юридическое лицо в Голландии, то со временем украинские налоговые органы получат доступ к полной отчетности, которую бизнес подал в Голландии. 

Выходит, что наш бизнес, имеющий компании в Голландии, уже должен подать данные за 2016 год? 

Если это международная группа с оборотом свыше 750 млн. евро в год, то в 2017 году она должна раскрыть информацию о структуре группе, о юрисдикциях, где находятся компании этой группы, об оборотах по каждой стране и т. д. Если отчетность консолидированная — необходимо показать ее. Если отчетность не консолидированная, то все равно, необходимо предоставить данные так, как если бы структура была консолидированной компанией. Полный массив информации придет в ту же Голландию от наших компаний, имеющих там бизнес. Украина, как только присоединится к соглашениям об обмене информацией, получит доступ к базе и сможет анализировать данные.

Что будет за неполную отчетность? 

Наши бизнесмены, подпадающие под эти правила, должны их жестко соблюдать. За несоблюдение предусмотрена уголовная ответственность. Уже сегодня бизнесу стоит задуматься, содержит ли предоставленная информация какие-то налоговые риски и сможет ли Украина или другие страны со временем предъявить претензии к бизнес-группе по всей поданной информации. 

Сколько стран уже ввели новые правила и какие из них уже затрагивают украинский бизнес?  

К инициативе BEPS присоединились более 100 стран. Подачу отчетности по странам ввели более 15 стран и их количество увеличивается с каждой неделей. Для украинского бизнеса будут интересны правила, введенные в Великобритании, Голландии и Польше. 

У всех стран различные требования по оборотам компании?  

Перечисленные страны ввели правила об отчетности по группам компаний, оборот которых превышает 750 млн евро. Но каждая страна имеет право вводить свое законодательство и понижать требования по финансовому порогу для отчетности. На сегодня требования касаются только крупного международного бизнеса. Для малого бизнеса они, наверное, и не будут применяться, а для среднего могут заработать в случае снижения порога оборота. Ведь каждая страна имеет право законодательно устанавливать иные суммы оборота, что повлечет за собой необходимость подавать отчетность. 

Украинские налоговики могут пользоваться данными той же Польши или Голландии? 

Пока мы не сможем пользоваться данными, которые украинский бизнес подаст в других странах. Чтобы начать ими пользоваться Украина должна договориться об обмене налоговой информацией с каждой страной в отдельности или с сообществом стран. Как только Украина подпишет двусторонние или многосторонние договоренности, устранит требование по банковской тайне, то информация будет раскрыта и запуститься автоматический обмен. 

Пока нет обмена информацией — бизнесу не стоит волноваться. Но надо быть готовым, что рано или поздно это произойдет. 

Пока подача информации не влечет последствий? 

Сама по себе подача информации — нет. На ее основании нельзя начислить дополнительные налоги или штрафные санкции. Но налоговый инспектор любой страны, которая присоединились к инициативе, будет иметь доступ к отчетности. И это позволяет налоговикам, в том числе и Украины, вести аналитические исследования для понимания справедливости задекларированной прибыли в любой стране. 

Например, бизнес находится в Украине, а какая-то его часть на Кипре. Сотрудников и активов в данной стране наша компания в своей отчетности не указала. Это повод начать налоговое расследование по структуре в Украине (хотя Кипр пока не присоединился к инициативе). 

Когда за аналитическими исследованиями последуют реальные действия в виде каких-либо санкций? 

В апреле 2016 года Президент распорядился начать подготовку правил деофшоризации. И сейчас идет разработка законопроекта. Если закон будет принят, то у нас, скорее всего, порог по отчетности будет снижен.  

Но отчетностью дело не ограничится. Также в законопроекте предусматривается декларирование контролируемых иностранных компаний. 

То есть компанию или бизнесмена, имеющего существенную долю участия в структурах за рубежом, хотят обязать задекларировать все зарубежные компании в Украине, каждый год декларировать прибыль таких структур и платить налог в Украине. Исключение предполагается для тех компаний, которые находятся в налоговых юрисдикциях и уплачивают налог на прибыль по ставке, сопоставимой с украинской ставкой.  

Когда возможно принятие закона? 

Принятие законодательства по деофшоризации зависит от депутатов. Законопроект разработан весной. Но его введение — сложный момент. Потому что законодатель предусматривает в качестве первого этапа для реализации мер по деофшоризации декларирование гражданами имущества, в том числе акций и счетов за рубежом, а также проведение налоговой амнистии. Это сложные процессы, внедрение которых займет не менее года после принятия законодательства. Думаю, что в случае целенаправленного и верного подхода закон появится не раньше 2018 года. 

Будет ли доступ к налоговым базам, если закон не примут? 

Если законодательство не примут, и Украина со временем договорится об обмене налоговой информацией с разными странами, то наши налоговики будут иметь доступ к глобальной базе данных с разбивкой по каждой бизнес-группе в мире. На основании этой аналитики налоговые инспектора смогут инициировать проведение контрольных мероприятий.

Сколько времени для старта программы обмена информацией? 

Для доступа наших налоговых служб к данным других стран нужны политическая воля и договоренности со странами. При наличии политической воли — это вопрос одного-двух месяцев. С некоторыми странами у Украины уже имеются соглашения.   

О каких соглашениях идет речь? 

Недавно ратифицировали соглашение об избежании двойного налогообложения с Люксембургом. Оно предусматривает обмен такой информацией. Надо сказать, что многие наши старые соглашения об избежании двойного налогообложения тоже предусматривают обмен, но в очень обобщенном виде. Поэтому Минфин уже больше года ведет работу по пересмотру действующих соглашений и запускает процессы переподписания. Примером таких пересмотров есть соглашения с Великобританией, Люксембургом, Голландией. 

Значит в любом случае, контроль усилится? 

Мировое законодательство и практика меняются, что неизменно повлияет на украинское законодательное поле. Бизнесу недостаточно будет юридически грамотно оформить наличие компаний за рубежом. Фискальные органы будут смотреть на суть операций данных компаний: есть ли в указанной стране достаточное присутствие в соответствии с заявленной экономической деятельностью, на сколько уровень задекларированной за рубежом прибыли экономически оправдан. 

И если это не будет экономически оправдано, то налоговые органы Украины будут пытаться обложить зарубежную прибыль в нашей стране. Бизнесу надо готовиться к тому, что в законодательстве появятся механизмы для того, чтобы обложить украинским налогом прибыль зарубежных компаний, которые в собственности украинских бизнесменов. 

Физических лиц будут касаться европейские правила и в какой мере? 

Только физлиц-собственников бизнеса. Потому что правила деофшоризации, которые разрабатываются в ВР, дают бизнесу выбор: украинская компания, имеющая "дочку" за рубежом может декларировать зарубежную деятельность, либо на акционера-физлицо, имеющего зарубежный бизнес, могут наложить обязанность все декларировать.

Теги: налоги beps оффшоры деоффшоризация
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 186