Государственная налоговая служба инициирует поправки к Налоговому кодексу, которые ограничивают ювелиров в выборе группы упрощенной системы налогообложения. Предложения налогового органа будут рассматриваться наряду с предложениями Комитета ВР по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики о возврате ювелирам права использовать упрощенную систему налогообложения. Соответствующие изменения финансовый комитет зафиксировал в законопроекте № 9661- Д. Об интересах налоговиков и ювелиров UBR.UA поговорили с заместителем председателя комиссии Общественного совета при ГНС Украины по вопросам реформирования налогового законодательства, методологии и администрирования налогов, управляющим партнером аудиторской компании Ларисой Врублевской.

Законопроект №9661- Д ювелиры ждали давно. Потому что с введением в силу Главы 1 раздела 14 Налогового кодекса с 01. 01. 12 года, который касается упрощенной системы налогообложения, длительное время сохранялась неопределенность относительно возможности применения упрощенной системы налогообложения субъектами ювелирного рынка. С одной стороны, существует позиция Государственной налоговой службы и Минфина - не в пользу продавцов ювелирной отрасли. С другой стороны, существует позиция финансового комитета Верховной Рады по поводу того, что субъекты ювелирного рынка имеют право работать на упрощенной системе налогообложения. Эта неоднозначность привела к тому, что большинству продавцов с Нового года налоговые органы отказали в переходе на упрощенную систему налогообложения.

UBR.UA: Что предполагает проект закона?

Л. Врублевская: Проект регулирует этот вопрос в пользу плательщиков налогов. Он дает возможность применять упрощенную систему налогообложения. Но ко второму чтению были инициированы поправки ГНС, согласно которым субъекты хозяйствования-физические лица имеют право применять исключительно третью группу упрощенной системы. А это уплата 5% налога от общей суммы дохода.

UBR.UA: На сколько это действительно тяжелая нагрузка для продавцов золота?

Л. Врублевская: Уровень доходности ювелирной отрасли сегодня составляет 15-20%. Поэтому уровень налоговой нагрузки в 5% достаточно высок. Надо еще учитывать уплату единого социального взноса. Тогда налоговая нагрузка возрастает почти до 50% дохода субъектов хозяйствования. То есть, приблизительно, 5 % от общего дохода – это, по сути, 50% от чистого дохода при уровень доходности - 15-20%. Такая налоговая нагрузка действует для 4 группы упрощенной системы налогообложения юридических лиц.

UBR.UA: Кто сегодня занимается реализацией изделий из драгметаллов?

Л. Врублевская: По информации Ассоциации ювелиров Украины, большинство торговцев ювелирными изделиями - физические лица предприниматели. Это 95%. И большинство при выборе группы упрощенной системы налогообложения выбрали бы 2 группу. Потому что она дает право уплаты 214 гривен единого налога в календарный месяц. Это не много.

К примеру, первая группа включает физических лиц, торгующих на рынке, и которые предоставляют бытовые услуги. Граничный уровень доходов для этой группы составляет 150 тысяч гривен в год. А уплата единого налога за год предусмотрена по ставке от 1 до 10% от минимальной заработной платы на начало года. Так как на начало года минимальная заработная плата составляла 1073 гривен, то эта налоговая шкала доходит только до 103.70 грн. Как видите, разница очень существенная.

UBR.UA: Почему возникла двойственность трактования норм Налогового Кодекса?

Л. Врублевская: Законопроектом вносятся изменения к статье 291-5 НК, которая предусматривает исключение тех юридических и физических лиц по видам деятельности, которые не могут применять упрощенную систему налогообложения. Пункт, касающийся ювелирного рынка, прописан так: добыча, производство и реализация драгоценных металлов и драгоценных камней. Ссылаясь на эту норму, налоговые органы посчитали, что те, кто занимается продажей изделий из драгоценных металлов и камней, также не могут платить единый налог. Но в своем письме Комитет Верховной рады зафиксировал противоположную позицию - имеют право применять упрощенную систему.

UBR.UA: Какое у них обоснование этому?

Л. Врублевская: Они ссылаются на закон Украины "О регуляции добычи, реализации и производствах драгоценных металлов и драгоценных камни", согласно которому, ювелирные изделия не подпадают под определение и в сферу данного закона. В связи с этим, предприниматели, которые связаны с работой на ювелирном рынке, имеют право применять упрощенную систему налогообложения. Поскольку ювелирные изделия это нечто другое, чем драгоценные металлы и драгоценные камни.

UBR.UA: Как работали такие предприниматели весь этот период неоднозначного трактования НК?

Л. Врублевская: Люди подали заявки. Налоговая отказала. И они перешли на общую систему налогообложения.

UBR.UA: Насколько повлияют на ситуацию в отрасли, на цены, упрощения, предложенные парламентом?

Л. Врублевская: Тенденции на ювелирном рынке не радужные. За последние годы в 4 раза упали продажи на рынке ювелирных изделий. Это официальные данные Ассоциации ювелиров. Цены и так растут из-за роса цены золота. Дальше повышать цену на ювелирные изделия не эффективно. Это может привести только к затовариванию складов, снижению выручки и закрытию предпринимателей.

UBR.UA: Какие сегодня объемы реализации и отчислений, на сколько они вырастут при реализации предложений ГНС?

Л. Врублевская: В настоящий момент предприниматель – физлицо на общих основаниях платит налог на доход в размере от 15-17%. В зависимости от суммы дохода. Да, на общей системе есть свои преимущества – можно учитывать расходы. То есть, эти 15 -17% они платят с чистого дохода, с вычетом затрат на закупку товара, на аренду и другие затраты. А 5% - платятся с общей суммы дохода. Никакие расходы не учитываются.

UBR.UA: Есть конкретное преимущество какой-то из этих систем?

Л. Врублевская: Точно сказать трудно. Но, приблизительно, в этих случаях уровни налоговой нагрузки одинаковы. То есть, все равно, как платить - на общих основаниях или по упрощенной системе, но на 3 группе для предпринимателей физических лиц. Если учитывать, что доходность отрасли 15%, то существует смысл работать только на 2 группы упрощенной системы налогообложения.

Теги: налоговый кодекс налог система
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 5060