В Верховную Раду внесли законопроект об инвестиционном налоговом кредите, который даст возможность отдельным видам бизнеса уменьшать платежи по налогам и сборам с последующей выплатой кредита и процентов по нему. Идея предоставить преференции такие преференции хороша по сути, но то что в законопроекте написали и даже скорее — не вписали — закладывает отличные возможности для злоупотреблений и рейдерских захватов бизнеса. Так в юридической среде оценили текст законопроекта. 

История вопроса с инвестиционным налоговым кредитом тянется с 2008 г., когда с подобной инициативой выступал Виктор Янукович (з-т № 2356 от 09.04.2008г.). А в 2015 году кредитный инструмент предлагало правительство Яценюка (з-т №3630 от 11.12.2015г). Но документ из Рады все же отозвали.

В новом варианте, уверяют юристы, детали выписаны тщательнее, и они ожидаемы иностранными и местными инвесторами. 

Предлагается уменьшать платежи налогов на прибыль и/или местным налогам и сборам на срок от года до 5 лет, поэтапное погашение задолженности в будущие периоды (суммы кредита и начисленных процентов), разрешают одной компании заключать несколько договоров о налоговых кредитах. Очень большой плюс, считает руководитель практики разрешения налоговых споров KPMG в Украине Лариса Антощук, то, что возможна рассрочка именно по местным налогам и сборам, что позволяет на местах налоговым инспекциям поддержать локальных производителей.

"Ими могут быть та же оборонная отрасль или производители энергоэффективной продукции, которые получат финансовое послабление на этапе стартапа или реализации нового бизнес-проекта в виде временной экономии хотя бы на земельном налоге и налоге на недвижимость", — отметила Антощук. 

При этом, по местным налогам и сборам, подписывать договор будет руководитель местной ГНИ, а по налогу на прибыль — руководитель ГФС. От него же будет зависеть, заключат ли договор на срок более года.

Важная часть законопроекта — расписанные инвестиционные инициативы, которые готово поддерживать государство, и что дает понимание для бизнеса, в каком направлении можно развиваться. Государство готово вложиться отсроченными налогами в:

  • Научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, техническое переоснащение собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов, повышение энергоэффективности производства, в мероприятия по снижению негативного влияния на окружающую среду.
  • Инвестиции в создание объектов или технологии, имеющих высокую энергетическую эффективность и относящиеся к возобновляемым источниками энергии.
  • Выполнение особо-важных для социально-экономического развития региона заказов и предоставление исключительных услуг населению.
  • Государственный оборонный заказ.
  • Создание новых или усовершенствование существующих технологий, создание новых видов сырья или материалов.

Еще один большой плюс — четкое определяет диапазон процентных ставок для налоговой рассрочки — 50-80% учетной ставки НБУ. Хотя, как рассказала Лариса Антощук, многие страны, вводившие подобную практику, не применяли процентов вообще. В украинских реалиях предполагает юрист, наличие процентов, скорее, есть частью страховки государства.

Что не так с нормами

На перечисленных пунктах позитив законопроекта себя исчерпал. Из-за наличия двусмысленности трактовок, отсутствия детальных процедур и указания четких подзаконных актов, проект закона является нежизнеспособным. 
"Документ в предложенной редакции требует детализации в большей части наиболее значимых положений", — отметила старший юрист ЮК Prove Group Наталья Ефанова.

Первым барьером, с которым предстоит столкнуться претендентам на отсрочку, станут условия, которые могут выдвигать налоговые структуры при предоставлении кредита. Например, в части использования либо распоряжения имуществом, приобретение которого было основанием для предоставления указанной рассрочки. Скажем, в Японии, Нидерландах, Канаде, Франции, государство предлагает обременение/залог имущества на срок договора либо ограничивает собственника в части права на сдачу в аренду третьим лицам и другие условия. 

Инициаторы отечественного законопроекта ответственность за нарушение неких (неуказанных) условий, прописали, а сами условия, которые нельзя нарушать, упустили. Это сразу превращает инструмент поддержки бизнеса в инструмент для его захвата, уверяют юристы. Чтобы перекрыть такую возможность в законе должны быть оговорены рамки установления залогов или ограничения права владение, использования и распоряжения имуществом и другими правами со стороны контролирующих структур. Рассчитывать, что эти процедуры потом пропишут в подзаконном акте, рискованно. Особенно зная, как часто и непредсказуемо меняется регуляторная политика в Украине.

"Необходимо четко прописать, например, если сумма кредита от 1 млн. грн (или равна 100 минимальным з. п.), то договор предпринимателя и государства (в виде налоговой) может содержать такие ограничения как, запрет на лизинг. При сумме в 2 млн. грн. — в залог идет оборудование. Если сумма 3 млн грн. — в залог идет недвижимость и так далее. Если же право установления индивидуальных условий отдать налоговикам — это риск для бизнеса, источник "карманных денег" нечистоплотных налоговиков на уровне ГФС и на местных уровнях. Это, по сути, готовая схема рейдерского захвата. Особенно в условиях, когда проблемы бизнесу можно "организовать" на пустом месте", — отметила Лариса Антощук.

Формальным поводом для претензий может стать элементарная просрочка платежа из-за сбоя в платежной системе банка или системы приема деклараций, после которых совершенно на законных основаниях последует отъем имущества, оборудования, патентов, интеллектуальных разработок. 

"Есть реальная угроза, что, например, за налоговый кредит в 1 млн. грн. отберут имущество на 10 млн. грн. Это кормушка для отдельной прослойки", — настаивает юрист.

Аналогичные претензии — к правилам определения базы налогового кредита. По закону, кредит предлагают в 100% за сумму оборудования только по двум видам бизнеса. В остальных случаях — сумму предлагают определять индивидуально между контролером-налоговиком и плательщиком налога. Но учитывая, что на налогоплательщика возлагается обязанность обосновать право на применения инвесткредита, эксперты прогнозируют, что с прозрачностью установления базы, либо обоснованностью отказа в заключении договора, будет непросто. 

"Подобные обтекаемые формулировки — это возможность "ручного управления" процессом со стороны тех, от кого это зависит", — отметила Наталья Ефанова.

Также налоговая будет решать, какую ставку за кредит устанавливать в диапазоне от 50% до 80%, определять возможности и условия реализации имущества, под которое давался кредит, устанавливать запреты его реализации. 

"На практике, такие процедуры, во многих случаях, будут решаться субъективно, с учетом заинтересованности контролирующих структур в поддержке определенного субъекта хозяйствования. Поэтому такие вещи надо категорически ограничивать на законодательном уровне", — продолжила Наталья Ефанова.

И совершенно недопустимым юристы называют право налоговиков на досрочное расторжение договора в одностороннем порядке без уведомления компании.

Ярким примером одностороннего решения налоговой стал разрыв договоров электронного обслуживания год назад.

Тогда налоговая, разослав через "Укрпочту" письма по неправильным адресам, и не получив, естественно, ответной реакции налогоплательщиков, в одностороннем порядке прекратил электронное облуживание. В результате, плательщики налогов не могли подать декларации и согласовать суммы НДС, за что и получили штрафные санкции в 500 грн. за неподачу. А пока отстаивали свои права на подачу декларации в судах, получили задолженность и штраф в 10% от суммы, которую должны были заплатить.

"Бизнес уже обучен налоговым хитростям на основании договоров о признании электронных документов. Либо надо все ограничивать законодательно, установить санкцию для должностного лица, необоснованно принявшего решение о расторжении договора (личной ответственности госслужащего), либо же ответственности государства, особенно, перед иностранным инвестором), — резюмировала Лариса Антощук.

Теги: налоги рассрочка
Источник: Украинский Бизнес Ресурс
Просмотров: 10