Бизнес лоббирует очередные налоговые изменения. Представители Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) на встрече с руководством ГФС, Минфина и профильного парламентского комитета предложили включить 5% розничный акциз в общий состав акцизного налога.

"Отсутствие работы РРО — это сокрытие оборотов. Чеки не пробиваются, налоги не платятся. При этом ларек, торгующий алкоголем, может быть по площади, как отдел в супермаркете — 100 квадратных метров. Только торговая сеть вынуждена платить 5% акцизного налога и это миллионы гривен, а ларек — нет. Потому что пробивает по кассе одну-две бутылки", — пояснил генеральный директор ООО "Новус Украина" Игорь Ланда.

Как заявил глава комитета по импорту алкогольных напитков Европейской бизнес Ассоциации (ЕБА), директор компании Brown-Forman Ukraine Игорь Назаров, государству было бы выгоднее наперед получить всю сумму акциза с продавцов алкоголя, чем потом гоняться по селам за каждым киоскером.

Как химичат с акцизами

Глава ГФС Роман Насиров поддерживает эти требования, считая, что 5% дополнительного розничного акциза создает неконкурентные условия для честного бизнеса и тех, кто работает в тени. 

"Для таких товаров как алкоголь и еще больше — топливо — этот акциз создает сумасшедшую наценку. Бизнес на круг имеет наценку в 2-3%. И если не платить акциз, то можно заработать больше обычного почти в два раза", — считает глава ГФС.

И некоторые сознательно идут на оптимизацию этих 5%. Напомним, согласно Бюджетному кодексу, акцизный налог с розничной торговли платится в местные бюджеты по месту нахождения точки продажи. 

Налогом облагается стоимость (с НДС и без учета розничного акцизного налога) подакцизных товаров, реализованных в розничной торговле. 5% налог в 2016 году сохранился для пива, алкогольных напитков, табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака, а для горючего — 0,042 евро за каждый литр реализованного (отпущенного) товара.

Как пояснил советник председателя Высшего административного суда Украины Антон Поляничко, с 2016 года ключевым условием для уплаты розничного акциза является не покупка для "личного потребления", а переход права собственности на товар. 

Поэтому некоторые компании стали использовать такую схему. Владелец топлива по документам отдает на АЗС партию товара "на хранение", а на заправке продает бензин и дизель как бы сам себе. То есть отгружает один, продает другой, но перехода права собственности нет. В результате, розничные продажи происходят, чеки пробиваются, но налог не взимается.

"Мы с самого начала предлагали перенести этот налог на центральный уровень, а затем в зависимости от уровня продаж распределять поступления по регионам. Наверное, будет честнее передать на уровень области или района, а уже там они по своему усмотрению будут направлять деньги в конкретные места", — говорит Роман Насиров.

Перераспределение налога будет проводить не фискальная служба, а Госказначейство или Минфин в рамках бюджета.

По супермаркету в каждое село

Однако местные власти не хотят терять этот источник доходов, хотя из-за проблем в администрировании розничного акциза, его поступления сокращаются.

"Местные бюджеты очень заинтересованы в этом налоге. Когда мы подняли вопрос о переносе розничного акциза с местного на общегосударственный уровень, представители Ассоциации городов Украины выступили резко против. Поэтому возникают вопросы, чем компенсировать эту потерю", — пояснил заместитель министра финансов Евгений Капинус.

К тому же, распределение топливного акциза идет неравномерно. Например, село, где есть трасса с заправками и супермаркет, самое богатое в округе, а населенный пункт по соседству в полной разрухе. Возникает вопрос, как корректно распределить этот налог тем регионам, откуда он будет изъят.

В Минфине на встрече налоговиков и операторов рынка нефтепродуктов было достигнуто соглашение о том, как именно администрировать акциз. Будет усовершенствована система отчетов, которые РРО отправляют на сервер ГФС, чтобы идентифицировать плательщика и автоматически направлять информацию в казначейство. 

"Такие механизмы сейчас прорабатываются в Минфине, и я надеюсь, что мы найдем правильный ответ на все вопросы. Пока дискуссия продолжается", — говорит Евгений Капинус.

Но эти инициативы могут не пройти парламент. Первый замглавы Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Андрей Журжий обещает голосовать против подобных изменений, так как в 2014 году 5% розничный акцизный налог вводился в рамках децентрализации. Чтобы дать финансовый ресурс местным властям и заставить их думать о том, как лучше развивать бизнес в регионе, чтобы увеличить эти поступления. Если все опять вернуть в общий котел, то эти деньги в нем бесследно растворятся.

"Это единственный позитив. Местные власти стали закрывать ларьки и радостно воспринимают предложения построить у них магазин. Потому что они прямо заинтересованы в уплате дополнительного акциза с розничных продаж в местные бюджеты", — подтверждил Игорь Ланда.

Разумеется, магазины и АЗС нельзя открыть на каждом углу или в каждом селе. Должна быть конкуренция. И тогда местные советы, создавшие лучшие условия для бизнеса, получат прямую выгоду для местного бюджета.

"Да, есть проблемы уклонения от уплаты налога на заправках, есть схемы. Но эти проблемы надо решать, чтобы любое потребление облагалось 5% акциза. Можно, например, запретить продажу подакцизной группы товаров в киосках", — считает Андрей Журжий.

Теги: торговля налоги акциз алкоголь
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 85